ЧЕМУ РАДУЕТСЯ И О ЧЕМ ЖАЛЕЕТ ПАШИНЯН?
«Хочу подчеркнуть, что рад тому, что наконец заработали кризисные механизмы ОДКБ. Знаете, что это было приоритетом председательства РА. Мы всегда придерживались и придерживаемся того мнения, что механизмы быстрого кризисного реагирования ОДКБ должны нормально работать. К сожалению, Армения была в ситуации, когда мы думали, что механизм должен действовать, однако, увы, этого не произошло. После этого мы стали председательствующей в ОДКБ страной и заявили, что это один из наших приоритетов. Очень рад, что когда появилась необходимость, этот механизм смогли задействовать», - заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, передает News.am.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ДА УЖ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, можно лишь с сожалением говорить о том, что механизмы быстрого реагирования ОДКБ в нашем случае, во время 44-дневной войны, не сработали так, как это имело место быть во время событий в Казахстане. Другое дело, почему так произошло. Почему в случае с Казахстаном ОДКБ быстро отреагировала, а в случае с Арменией не отреагировала вовсе? Судя по словам Пашиняна, ответ на этот вопрос прост: тогда, в 2020-м, не Армения председательствовала в организации, а казахстанские события пришлись именно на время армянского председательствования. А еще проще: «завел» механизм, который помог в стабилизации ситуации в Казахстане именно Ереван, а раньше, когда механизм был нужен Армении, его некому было завести. Ничего не скажешь, очень «скромно» оценил свою роль Пашинян в деле обеспечения стабильности в Казахстане. И явно недооценил роль руководства Армении в данном вопросе во время 44-дневной войны.
Вопрос привлечения сил ОДКБ в сентябре 2020-го получил актуальность уже в первые дни начала азербайджанской агрессии. Напомню, тогда ударам азербайджанской артиллерии, авиации, беспилотников подверглась не только территория Арцаха, но и Армении: территория, находящаяся в зоне ответственности ОДКБ. Плюс ко всему прочему, азербайджанско-турецкий тандем завез в зону боевых действий террористов-наемников. Казалось бы, в этой ситуации не вмешаться организация просто не может. Но…
«Для обращения в ОДКБ агрессия должна быть осуществлена против самой Армении. Отдельные обстрелы населенных пунктов на территории Армении нельзя расценивать как агрессию в отношении РА. Еще рано это расценивать как агрессию в отношении РА. Если будет нападение на Армению, то мы, да, первым шагом должны сами обратиться в ООН, известить: против нас предпринята агрессия, мы начинаем самооборону, в соответствии с уставом ООН. Затем последует обращение в ОДКБ, после чего ООН должна быть извещена о коллективной самообороне.
В данном случае говорить об этом рано. Если есть патроны, которые могут быть использованы, то стрелять ими нужно тогда, когда они не холостые». Это слова тогдашнего заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, произнесенные в самый разгар войны, а именно, 20 октября 2020-го. По сути, тогда, когда руководство страны давно уже знало о критической ситуации на фронте. Тем не менее, считало нецелесообразным простить помощи у союзников по ОДКБ.
А вот что говорил по поводу необращения за помощью к ОДКБ, занимающий в то время пост вице-спикера парламента РА, ныне и.о. президента Армении Ален Симонян: «Армения обратится в ОДКБ тогда, когда будет уверена, что получит однозначно положительный ответ. В ОДКБ и в подобных организациях решения принимаются в логике консенсуса. То есть, в том случае, когда мы увидим, что есть неопровержимые факты, которые будет сложно поставить под сомнение в рамках обсуждений в ОДКБ, этот шаг будет предпринят. Сегодня у нас необходимости в этом нет, но в случае угрозы на границе Армении, я уверяю, что наши союзники и партнеры не дадут, чтоб такое положение усугублялось».
В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ, БЕЗУСЛОВНО, СТОИТ вспомнить и другой, уже многими забытый факт. После войны бывший посол Армении в Ватикане Микаел Минасян опубликовал информацию о том, что за 26 дней до начала войны Генсек ОДКБ Станислав Зась отправил секретарю Совбеза Армении Армену Григоряну письмо-предупреждение о предстоящей войне с предложением провести военно-штабные учения в рамках ОДКБ. К письму прилагались и соответствующие документы.
«Он описал войну, к которой должна готовиться Армения, и призвал ее обратиться в ОДКБ до начала войны, так как, согласно этому документу, Армения была не в состоянии выдержать войны, которая была описана в секретном письме ОДКБ. В письме говорилось, что в Армении с 2019 года действуют тайные агентурные сети, состоящие из террористов, которые готовились к проведению во время войны информационных и военных терактов, отмечалось, что с 2018 года военный баланс нарушен в пользу Азербайджана, а позиционные уступки в Нахиджеване создали стратегические проблемы для безопасности Армении и Арцаха.
В том же документе описано, что Армения уже 2 года проигрывает информационную и дипломатическую войну и ее ждет позорное поражение. В том же письме написано, что с учетом всех проблем Армения и Арцах будут сражаться против Азербайджана и Турции и две эти страны привлекут наемников-террористов из Сирии», - утверждал Минасян, подчеркивая: письмо генсека ОДКБ – «это дипломатические предупреждения, так как то, что было написано, исполнилось почти на 99 процентов».
И вот сегодня, спустя полтора года после войны, премьер-министр Армении сожалеет о том, что силы ОДКБ не были задействованы в то время. И говорит это тем, кто точно знает, что не отреагировала организация лишь по одной причине: армянские власти не обращались за помощью к союзникам. При этом радуется тому, что в случае с Казахстаном внес свою лепту в оперативную реакцию ОДКБ.
Добавить комментарий