ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЯНА О КОРОЛЕВСКОЙ БУЛАВКЕ «АРАРАТА» – АРКАДИИ АНДРИАСЯНЕ

9 марта, 2022 - 14:12

К годовщине со дня ухода в мир иной великого футболиста и тренера Аркадия Георгиевича Андриасяна в издательском доме «Арцах» (Ереван – Москва – Степанакерт) по просветительскому проекту «Русская книга» увидела свет очередная книга на футбольную тематику многолетнего собственного корреспондента и колумниста русско-армянской газеты «Ноев Ковчег» Александра Григоряна – «Аркадий Андриасян – королевская булавка «Арарата».

Эту изумительную по содержанию и качеству издания книгу автор посвятил незабвенным племянникам Анечке и Сашеньке Неволиным.

Книга издана при финансовой и технической поддержке известного предпринимателя и мецената Артура Согомоняна, руководителя Центра аналитики и планирования «Национальная стратегия» Овака Мартиросяна и главы общественной организации «Русская община Нагорного Карабаха», основателя просветительского проекта «Русская книга» Александра Бордова.

В аннотации к книге сказано, что это уникальное издание известного спортивного писателя, журналиста и летописца армянского спорта Александра Григоряна посвящено жизни и деятельности легендарного футболиста и тренера Аркадия Андриасяна. Автор виток за витком описывает становление своего героя как выдающегося спортсмена современности, дает всестороннюю характеристику его личности как преданного товарища и семьянина, истинного патриота Армении.

Сборник богато иллюстрирован, в нем порядка 250 фотографий (в том числе и редких) и дружеских шаржей. В приложении приведены статистические данные обо всех проведенных Андриасяном матчах, забитых в них мячах и голевых передачах, которые специально к этому изданию подготовил «профессор футбольной математики» Армении Гагик Ханамирян.

Автором одной из глав книги является бессменный болельщик «Арарата» с 1963 года, известный журналист и политолог Давид Петросян, который долгие годы являлся членом редколлегии и политическим обозревателем газеты «Ноев Ковчег». Он рассказал о дебютных матчах Аркадия Андриасяна в высшей лиге чемпионата СССР в основном составе «Арарата».

В предисловии к книге доктор исторических наук, профессор Армянского государственного института физкультуры и спорта, заслуженный деятель культуры и спорта РА, бывший вице-президент Федерации футбола СССР и заместитель председателя Государственного спорткомитета РА Микаел Испирян пишет: «В каждой сфере деятельности человека есть такие личности, которые добиваются особого признания – они становятся знаменитыми, а всеобщие любовь и уважение к ним живут долгие годы, передаваясь от поколения к поколению. Эти личности от всех прочих отличаются особыми талантами, особенными делами и блестящими результатами своих дел. Из тысяч и тысяч специалистов разных профессий – художников, писателей, музыкантов, актеров – немеркнущей славы, всенародного признания и любви добиваются лишь считаные единицы. В полной мере сказанное относится и к спорту. Из огромного множества спортсменов и тренеров – даже сиюминутных кумиров – очень немногие завоевывают себе место в сердцах и памяти людей навсегда. И уж совсем мало таких, кто прославил себя и как великий спортсмен, и как выдающийся тренер.

Блестящим примером такого счастливого сочетания является один из самых талантливых, самых ярких представителей армянского и, не побоюсь сказать, мирового футбола Аркадий Андриасян. Тем, кому посчастливилось видеть его в деле, никогда не забыть его феноменальной манеры игры. Стремительно и элегантно двигаясь по полю, он никогда не смотрел на мяч: он просто чувствовал его, мяч был как бы продолжением его самого. С высоко поднятой головой он обозревал «поле сражения», улавливал малейшие изменения на нем, мгновенно оценивал передвижения и расположение игроков и все так же, не глядя на мяч, делал выверенные, может быть, единственно правильные в данной ситуации передачи.

Такими же удивительно зрячими были и забиваемые им голы. Именно это его понимание, видение игры и необыкновенное чувство предвидения движения мяча приводило к не менее удивительным результатам: он, будучи в общем-то невысокого роста, очень много забивал головой, обыгрывая куда более рослых соперников, – не высотой и мощью прыжка, а его стремительной точностью...

Закончив игровую карьеру, Аркадий Андриасян с той же самоотдачей, с какой он всегда действовал на футбольном поле, взялся за трудное и неблагодарное тренерское ремесло. И стал одним из тех немногих, кто превращал это ремесло в искусство. Он возглавлял ряд команд мастеров, в том числе выступавший в высшей лиге СССР «Арарат». Добиться самых больших высот ему помешало только то, что часто встает на пути талантов: роковое сочетание нелепых случайностей и намеренного противодействия недругов, завистников и просто дураков.

Для Аркадия Андриасяна не было в футболе второстепенных вопросов. Он максималист – и в игре, и в жизни. Он всегда был, да и остается в высшей степени требовательным и к себе, и к другим. Эта же черта отличает его и как тренера. Требовательность эта сочетается в нем с особым и особенным тактическим мышлением, умением индивидуально заниматься с футболистами, выводя их на новый качественный уровень, и, наконец, с тонким пониманием и глубоким знанием футбола и редкой осведомленностью в особенностях команд и даже отдельных игроков соперников.

Не могу не вспомнить один эпизод, навсегда врезавшийся в мою память. Это было во время одной из последних Спартакиад народов СССР, в рамках которой проводился и футбольный турнир среди игроков в возрасте до двадцати лет. Команде Армении предстоял отборочный матч в Рязани.

У нас были очень большие сомнения в благоприятном для наших ребят исходе этого матча, и, посоветовавшись с главным тренером команды Сиреканяном, мы решили призвать на помощь Андриасяна. За день до этого матча «Арарат» принимал на своем поле «Черноморца» из Одессы. Сразу же после игры Андриасян примчался в Рязань и, собрав поздно вечером футболистов, раздал им установки и расчертил схему на предстоящий матч. Но самое удивительное происходило на следующий день. Уже в ходе матча – наши играли с довольно сильной тогда сборной Узбекистана – он беспрерывно с бровки поля выкрикивал футболистам поразительно точные, иногда в первый момент выглядевшие непонятными и странными указания, куда и в какой момент переместиться, кому и как отдать мяч и даже когда бить по воротам. И мы выиграли. Безусловно, эта победа состоялась только и только благодаря тактическому мышлению и футбольному дару Аркадия Андриасяна. Вот уж точно кто не зря носит высокое звание заслуженного тренера Армении.

…В завершение в очередной раз не могу не отметить ту патриотическую, чрезвычайно важную и огромную работу, которую проделал автор представленной вашему вниманию книги, известный публицист, журналист и историк армянского спорта Александр Григорян. Своим писательским творчеством он обогатил армянскую спортивную литературу и сделал нашу славную спортивную историю достоянием русскоязычных читателей разных стран».

В книге, которая оказалась своеобразной антологией жизни и деятельности Андриасяна, автору удалось собрать воедино чуть ли не все высказывания знаменитых футболистов, тренеров, журналистов об Аркадии Георгиевиче. Приведу лишь одно из них, но какое (!), от самого Никиты Павловича Симоняна: «В составе «Арарата» были подлинные звезды. Выделялся Аркадий Андриасян. Мог играть в линии полузащиты и в линии атаки. Решал сложнейшие задачи в процессе игры. Он был профессионалом до мозга костей, влюбленным в футбол, как и я.

Футболист незаурядный, хотя характер не из легких. Мы не избежали с ним конфликтов, но талант есть талант, с талантливыми людьми всегда интересно работать, и взаимопонимание приходило. Я уважал его как личность, видел в нем лидера команды, и в конце концов он стал проводником моих идей и в быту, и на поле. В противном случае нам бы ни за что не удалось с «Араратом» в 1973 году завоевать золотые медали чемпионов СССР и выиграть Кубок».

А эпилог своего всеобъемлющего труда Александр Григорян, как обычно, заканчивает пышным языком: «Аркадий Андриасян – эпохальная фигура. Полвека он был локомотивом армянского футбола. По уму, методике, знаниям тактики, тренировочного процесса, дисциплины, психологии он опережал всех современных армянских тренеров. У него учились, его копировали. А ну, что еще за лебедя он вытряхнет из рукава на этот раз? А он на достигнутом долго не задерживался, понимая, что к любой, даже самой хитроумной схеме можно «пристреляться». Ему нравились строки из древней китайской Книги Перемен «Ицзин», гласящие, что человек, утративший способность к развитию, к переменам внутри себя, подобен засыхающему дереву. И когда его находки осваивали соперники, ему это было не страшно – он в это время был уже далеко впереди.

В отсутствие Андриасяна другого локомотива у армянского футбола не оказалось, и он постепенно стал заползать в тупик.

Заканчиваю книгу, пишу и думаю: не вырисовывается ли некто с крылышками за спиной? Такой же, как все талантливые люди, со своими человеческими ошибками и заморочками, но превыше всего ставящий мужество, выдержку, дружбу – древнеармянские ценности. Вроде бы нет…»

Остается отметить, что книга «Аркадий Андриасян – королевская булавка «Арарата», изданная тысячным тиражом, адресована широкому кругу любителей футбола, историков и специалистов этой замечательной игры. Она продается в Ереване в книжных магазинах «Букинист» (пр. Маштоца, 20) и «Ноян Тапан», который недавно хоть и расположился на улице Вардананц (бывшая Гнуни), но по адресу – улица Анрапетутян, дом 62/150.

Автор Григорий Григорян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image