В Ереване состоялась презентация книги "Шуши. Ментальные карты". Фото

6 мая, 2022 - 13:08

В столичном офисе AGBU состоялась презентация книги "Шуши. Ментальные карты", вызвавшей широкий общественный резонанс. Книга, рожденная в результате долгой и кропотливой работы ОО "Лаборатория культурных и социальных нарративов" (CSN Lab), основана на исследовании памяти армян арцахского города Шуши, лишившихся родины в результате третьей Карабахской войны осенью 2020 г.

РАССКАЗЫ ШУШИНЦЕВ О ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И БЫТЕ представлены в книге в контексте травматических воспоминаний, которыми насильственно переселенные наши соотечественники делились в ходе бесед и интервью с исследователями. В основу издания также легли ментальные графические карты, начерченные шушинцами в процессе воспоминаний о своих каждодневных дорогах в Шуши, знаковых и любимых уголках города и т.д.

Проект поддержан ереванским офисом Регионального бюро Фонда им.Генриха Бёлля на Южном Кавказе, а в организации презентации книги "Шуши. Ментальные карты" помог офис Армянского Всеобщего Благотворительного Союза (AGBU) в Ереване.

Как отметила сооснователь CSN Lab Сона Калантарян, работа над книгой была сложной. Начавшись непосредственно после войны с бесед с шушинцами с целью исследовать их память о родном городе, эта работа продлилась более года, потом родилась идея книги, куда вошли также и авторские статьи исследователей – социологов, антропологов и т.д.

"Это не первый проект Лаборатории культурных и социальных нарративов. Одна из основных наших тем – исследование памяти, изучение семейных архивов. Нам принадлежит и авторство книги об одном из старых и знаковых районов Еревана – Фирдоуси, также созданной в результате исследования воспоминаний, - сказала, открывая презентацию, Сона Калантарян. – В течение года мы намерены выпустить еще два печатных труда. Что касается книги "Шуши. Ментальные карты", за ее основу взяты рассказы вынужденных переселенцев-шушинцев о родном городе и составленные ими по памяти карты".

По словам Эвии Карапетян - главы ереванского офиса фонда им.Генриха Бёлля, проект не состоялся бы, если бы шушинцы не согласились принять участие в нем и рассказать о Шуши – своем, особенном для каждого их них городе, вложивших в рассказы свои души, сердца, мысли. В процессе работы шушинцы не только участвовали в интервью и обсуждениях, но и стали главными действующими лицами книги, авторами ментальных карт.

"Важность книги не только в том, что она вылилась в серьезное исследование памяти, но и помогла поднять вопрос государственной политики забвения этой памяти", – отметила Эвия Карапетян.

"Мы часто обращаемся в своей работе к исследованию тех или иных урбанистических пространств, формирования и трансформации в них памяти, к рассказам людей обо всем этом. Работа с темой Шуши оказалась, пожалуй, самой сложной, - продолжил сооснователь CSN Lab, редактор книги "Шуши. Ментальные карты" Тигран Амирян. – Нам предстояло исследовать не обычное городское пространство, а Шуши в призме восприятия его жителей, переживших войну и даже войны, людей с новыми душевными ранами и травматическими воспоминаниями. Изначально это было исследование, в котором мы воспользовались двумя методами – рассказами самих шушинцев, то есть неофициальной информацией, и ментальными картами их каждодневных передвижений по городу, попросив прочертить их синими ручками и карандашами на белых листах бумаги. Нам предстояло работать с хрупким явлением – памятью людей о городе, из которого они вынужденно бежали и с которым у них связаны негативные ассоциации войны и потерь. И мы столкнулись с феноменом. Во-первых, сами шушинцы помогли нам с исследованием: оказалось, что свидетели первой Карабахской войны уже проходили через подобную работу и имели определенный опыт в этом вопросе. И второе – мы обнаружили важное отличие в вопросах памяти, связанных с войнами 1992-94 гг. и 2020. Это наличие у свидетелей последней войны фотографий: сегодня шушинцы не только рассказывали, но и показывали свой город в сохранившихся снимках. По ходу исследования стало ясно, что фотографии – стержень воспоминаний о Шуши".

ВЗГЛЯД ОДНОЙ ИЗ УЧАСТНИЦ ИССЛЕДОВАНИЯ, АНТРОПОЛОГА ГОАР СТЕПАНЯН на результат работы несколько отличается от взгляда других членов команды проекта "Шуши. Ментальная карта". По ее словам, когда в мае 1992 г. Шуши был освобожден армянскими воинами, он был разрушен, дома зияли черными дырами вместо окон, повсюду царило запустение, а о какой-либо инфраструктуре не могло быть и речи. Однако в течение 30 лет город постепенно обустраивался и возвращал себе былую красоту, и в беседах с шушинцами проявлялась важная деталь – большая любовь к этому маленькому городу. И именно в основе этой огромной любви шушинцев лежит восприятие своего города как родного дома.

"Старшее поколение сегодняшних шушинцев – это молодые семьи, которые 30 лет назад начали в этом прекрасном городе свою семейную жизнь, рожали и растили своих детей и заботились о Шуши. Неслучайно у многих из них отношение к городу сродни отношению к своим детям, - подчеркнула Гоар Степанян. – В памяти жителей Шуши выявилась и другая особенность: они были участниками восстановления армянской истории родного города, которая неоднократно прерывалась на протяжении последних 100 лет. Интересно, что сегодня, когда шушинцы живут вне своего города, они продолжают рассказывать о нем в настоящем времени, словно продолжают жить там..."

Антрополог Нона Шахназарян призналась, что в работе над проектом руководствовалась не только профессиональным, но и личным интересом. Ее прабабушка была родом из Шуши и в период резни начала ХХ века бежала из своего дома, привязав к спине 4-летнего ребенка и держа в руках новорожденного. Вместе с другими беженцами ей пришлось подняться в район города, известный под названием Дждрдуз – в переводе "Ипподром", оттуда спуститься в село Карин Так и затем добраться до Варанды – Мартуни.

"Я с детства постоянно слышала историю о чудесном городе, где нас больше нет. Ее рассказывала прабабушка, затем пересказывали остальные члены семьи. Прабабушка вспоминала, как она потом, в Мартуни, стирала рубашки брата, и они радовались, что им удалось выжить. Им пришлось обменивать дорогие вещи, взятые из дома, на лепешку хлеба, чтобы не умереть с голоду, - рассказала Нона Шахназарян. – С годами в моей голове очертилась карта бегства из города, в котором развернулись кровавые события. И сейчас вышло так, что я стала свидетелем освобождения Шуши и его очередной потери, и снова как следствие – бегство людей".

ПО МНЕНИЮ НОНЫ ШАХНАЗАРЯН, РАБОТА над исследовательским проектом имела терапевтический эффект как для самих шушинцев, так и нее. Она обратила внимание на белые пятна в истории, например, на инфантицид, имевший место в период бегства мирных граждан от врагов.

"Моя прабабушка была вынуждена убить своего новорожденного ребенка, который то и дело плакал, чтобы не привлекать внимание врага к прячущимся в кустах и пещерах беженцам. Таких трагических случаев в нашей истории и памяти много, и о них следует говорить, - подчеркнула антрополог, обратив внимание собравшихся еще на одну тему – круг, который проделывают материальные предметы, возвращаясь в итоге к своим хозяевам. – Об этом феномене вы узнаете, прочитав книгу".

Добавим, что книга "Шуши. Ментальные карты" составлена на двух языках – армянском и английском, что расширит круг ее читателей. И еще: на презентации практически не было шушинцев. Как выяснилось, большинство из них вернулось в Арцах, чтобы, несмотря на психологическую сложность, душой, сердцем и физически быть ближе к своему родному и неповторимому городу и верить в обязательное возвращение домой, в Шуши.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image