КАК ДОЛГО ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ АРМЯНСКИХ КОВРОВ БУДЕТ НА ПЕРЕПУТЬЕ?

30 мая, 2022 - 13:34

Несмотря на то, что древнее армянское ковроделие признано мировым сообществом как непреложная истина, тем не менее Азербайджан продолжает фальсифицировать историю и приписывать себе чужое наследие. В частности, после захвата Шуши в ходе военной агрессии 2020 года оставшуюся часть изделий армянского народного творчества из Музея ковров соседняя республика присвоила себе, одновременно пожаловавшись в ЮНЕСКО на то, что Армения забрала себе неотъемлемую часть национального достояния Азербайджана. К чести организации, там запросили инвентаризационные акты, фотофайлы и прочие документы, которых у Азербайджана, естественно, не имеется.

Как следует из постоянных сообщений азербайджанских СМИ, ковроткачеством их соотечественники начали заниматься еще в бронзовом веке. Между тем стоит заметить, что даже в любимой ими «Википедии» говорится, что много позже эпохи раннего металла, а именно в XVI-XVII веках, представители одного из тюркских кочевых племен стали называться «кызылбаши», получившие этнический статус «азербайджанец» лишь с приходом советской власти в начале ХХ века. Так что говорить о древнем ковроткачестве тут не приходится. Кстати, понятие «азербайджанский ковер» невозможно встретить ни в одном источнике вплоть до первой половины ХХ века. Его ввел в обиход азербайджанский ученый Лятиф Керимов в изданном в 1961 году каталоге. И хотя такие тонкости вряд ли знакомы непосвященным, Азербайджан это нисколько не смущает, а потому появились и тиражируются в медийном пространстве фейковые «ковровщицы из Шуши: Мешеди Байрам Гурбан-оглу, Джаббар Хаджи Акбер-оглу, Фатима Ага Шериф-гызы, Ахмед Дашдамир-оглу» и прочие «мастера», которым приписывается развитие этой сферы.

У основателя шушинского Музея ковров Вардана Асцатряна подобная информация вызывает только недоумение. «Еще в советское время азербайджанские эмиссары часто наведывались в арцахские деревни, где скупали ковры старинной ручной работы или выменивали их на более современные. В моей детской памяти это осталось надолго, и всегда хотелось узнать: зачем они так делают? Чуть позже пришло понимание, а следом и желание сохранить народное прикладное искусство как национальный армянский бренд», – говорит собеседник. Начав с глубокого изучения армянского искусства, он постепенно собрал прекрасную коллекцию из трехсот старинных ковров, которые находил в селах Арцаха и Армении. Среди самых ценных экспонатов «Вишапагорг», «Хндзореск», «Астхагорц», «Цахкагорг», «Арцжагорг», «Цахкац хачер», «Паткерагорг». Имеется роскошный ковер, который Вардан Владимирович приобрел в селе Аветараноц у представителей известного рода мелика Багра, чье семейное древо восходит к 1600 году.

В День независимости Арцаха 2 сентября 2011 года Музей ковров распахнул свои двери для посетителей. Постоянная экспозиция состояла примерно из трехсот ковров, самый старый из которых датировался XVII веком. Также был уголок артефактов русской культуры, в частности самоваров, что не случайно. Ведь после подписания в 1813 году Гюлистанского мирного договора между Россией и Персией территория Карабаха вошла в состав Российской империи. Главными целями музея было учреждение научного центра по изучению древнего искусства ковроделия, восстановление исторической справедливости в плане преемственности культуры армянского ковроткачества, а также противодействие циничной политике официального Баку по присвоению армянской, в частности карабахской, ремесленической культуры. По словам Вардана Асцатряна, была проведена огромная работа по идентификации ковровых изделий, часть которых классифицировалась по географическому признаку (например, «Хндзореск», «Шуши»), другая – с учетом орнаментальной стилистики. Большинство ковров получило свой «паспорт», где указывалась история его происхождения, а точная атрибуция четко прослеживала первоисточник или преемственную линию.

Не случайно в предисловии своего фундаментального труда «Христианско-восточный ковер: развитие иконографической и иллюстрированной формы от истоков до XVIII века», изданного большими тиражами на немецком, английском, французском и армянском языках, известный немецкий искусствовед Фолькмар Ганцхорн написал: «Сокровищница восточных ковров составляет часть армянской идентичности и таковой она должна восприниматься». Десятилетия исследований различных образцов армянских ковров, а также беспристрастный анализ трагических эпизодов армянской истории позволили ему сделать вывод, что армянские ткачи, являясь первыми в мире христианами, передавали путем ковроткачества тайную символику своей веры. Уже после презентации своей книги в Ереване немецкий ученый, познакомившись с экспозицией шушинского музея, отметил: «Ваш музей – единственный в мире, где достоверно известно происхождение всех экспонатов. В музеях других стран можно увидеть более старые и ценные ковры, но их происхождение неточно, поскольку они не были приобретены у первоисточника, так как, прежде чем попасть в музей, переходили из рук в руки». У Асцатряна хранятся и другие уникальные находки, например каменный скипетр с головой льва и бронзовый медальон в форме солнца, которые относятся к куро-аракской археологической культуре, а следовательно, им не менее 3-5 тысяч лет. Примечательно, что артефакты были найдены в районе Красного базара в Арцахе, где подобные цивилизационные следы не редкость. По словам местных жителей, они часто встречаются на огородах.

При всей научно-исследовательской привлекательности и туристической имиджевости музей все эти годы оставался фактически на самосодержании, не получая от правительства финансовой помощи на развитие культурного центра. И все же музей постепенно становился на ноги. Пока не началась 44-дневная война 2020 года. В конце октября экспонаты музея пришлось срочно эвакуировать, хотя долгое время Вардан Асцатрян этому сопротивлялся. «Когда идешь на такой шаг на глазах у людей, то видишь, как они приходят в отчаяние. Да и я до конца не хотел верить в то, что падение Шуши возможно. Но после того, как рядом с музеем разорвалась ракета и в нашем здании выбило стекла, было принято решение срочно вывезти бесценные экспонаты», – вспоминает директор музея. Транспорт был предоставлен, однако в пропуске комендант Арцаха по непонятным причинам отказал. – В самый последний момент перед падением Шуши мне удалось эвакуировать основную часть музейной коллекции. Ночью, когда азербайджанские войска уже были на подступах к Шуши, мы погрузили ковры в грузовой автомобиль и водитель Армен Хачатрян в одиночку, без световых фонарей, под сильным обстрелом прорвался через Горис в Ереван, где сдал наши сокровища на хранение в Исторический музей Армении».

Из-за неразберихи с документами на следующий день Асцатряну пришлось самому вывозить оставшиеся загруженные картины на своем легковом автомобиле. «Я позвонил жене в Ереван, и уже в четыре часа утра она на скорой помощи приехала в Степанакерт, а оттуда мы снова поехали в Шуши, а затем под обстрелами выехали в Армению. Вернуться за остальными экспонатами больше не удалось, дорога за мной закрылась. Представляете, что было бы, если бы мы не успели? – сокрушается он, но больше не за себя, а за картины художников русского импрессионизма, французского авангарда, американского поп-арта, которые были в тот момент в багажнике. – В общей сложности удалось спасти около 70 процентов основных экспонатов, что в качественном плане оценивается в 90-95 процентов. Это 170 ковров, около 50 экспонатов бронзового века, керамики. Но на территории врага остались 120 ковров армянских умельцев, 600 предметов быта Средних веков, множество бронзовых изделий, 99 керамических артефактов, датированных периодом «до нашей эры». А мой музей, который на всех туристических геолокациях был обозначен как Музей армянских ковров, превратился теперь в музей азербайджанских ковров. Я видел фотографии. Они там практически ничего не поменяли, даже свет оставили наш. Только стены перекрасили в красный и синий цвет».

Впрочем, в Армении будущее музея пока тоже размыто. Основные образцы, которые удалось спасти, перевезли сначала в Музей истории Армении, а потом в Национальный музей-институт архитектуры имени Александра Таманяна, где на выставке демонстрировалось около 70 ковров. Впоследствии ему предложили перевезти их в Музей армянской этнографии в Сардарапатском мемориальном комплексе и Центр национального искусства имени армянского художника Ованеса Шарамбеяна. Также поступило предложение вернуть ковры в Карабах на два-три года с последующим переходом музея в государственный статус. Асцатрян предложения не принял, поскольку в первом случае в подвальных хранилищах нет соответствующих условий, а во втором – не захотел подвергать риску уникальную коллекцию, которая может оказаться в руках врага. И оказался прав: в условиях возможной передачи Арцаха в состав Азербайджана, о чем в середине апреля заявлялось с трибуны НС РА, уникальные образцы армянского народного творчества, удостоверяющие национальную идентичность, могут быть утеряны навсегда.

Сегодня Асцатрян продолжает свою активную деятельность. Шушинская коллекция временно демонстрируется в музее «Эребуни», пишется монография по теме армянского ковроделия, ведутся переговоры с Министерством образования, науки, культуры и спорта, которое обещает найти подходящее помещение под музей площадью в 400-500 квадратных метров и взять его на государственный баланс. При этом с сожалением приходится констатировать, что ни один меценат или благотворитель не заинтересовался «визитной карточкой», вытканной в истории армянского народа искусными арцахскими ковроделами. А тем временем Азербайджан, вкладывая большие деньги, представляя армянские ковры как образцы древней азербайджанской культуры. Достается и Вардану Асцатряну от географических соседей, утверждающих, что он якобы пиарится на фоне «азербайджанских» ковров. Понятно, что там делают ставку на необразованных людей, совершенно не имеющих представления о ковроткачестве. И хотя эксперты умеют отличать армянские ковры от азербайджанских, тем не менее защита их от потока фейковой информации и сохранение национальной гордости за свою страну, думается, должна оставаться прерогативой не только отдельных энтузиастов, но и властей.

Наталья Оганова

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image