Новое старое имя в армянской фотографии. Неизвестная коллекция снимков оператора Рудольфа Ватиняна

8 июня, 2022 - 14:40

Оператор Рудольф Ватинян снял такие знаковые для армянского кинематографа картины, как «Хатабала», «Август», «Танго нашего детства» и «Пегий пес, бегущий краем моря». Однако никто не помнил, что у оператора была еще одна художественная страсть — фотография. Вскоре после смерти Ватиняна в 2020 году его семья обнаружила в его квартире большой тайник с черно-белыми фотонегативами. Изображения, которые никто не видел в течение десятилетий, были аккуратно разложены по секциям в ящике стола рядом с коллекцией старинных фотоаппаратов Ватиняна. Редакция Армянского музея Москвы представляет перевод статьи Вигена Галстяна, опубликованной в EVN Report.

Рудольф Ватинян родился в 1941 году в Дилижане. Страсть к искусству у него появилась в совсем юном возрасте. После уроков ремесла, организованных художником Ованесом Шарамбеяном, Ватинян начал заниматься фотографией, обучаясь у фотографа из местной студии. В 1960-е годы Дилижан был одним из самых культурно активных центров Армении, поэтому молодой фотограф мог запечатлеть множество событий и фестивалей, на которые съезжались знаменитости, а также отдыхающих в санаториях, которыми славился этот город-курорт.

Благодаря своим документальным снимкам, Ватинян смог получить работу фоторепортера в местной газете. Но у начинающего фотографа были большие планы, и в 1965 году он поступил на операторский факультет во ВГИК. Он начал изучать кино, потому что в СССР фотография не была профессией и не считалась серьезным искусством. Вузов, обучающих фотографии, в Союзе тоже не было. Тем не менее, благодаря талантливым фотоработам Ватиняна взяли во ВГИК — вуз, в который уже тогда было сложно поступить.

Сразу после выпуска в 1970 году Рудольф Ватинян устроился на работу на киностудию «Арменфильм» в Ереване. Его первой операторской работой стала экранизация сатиры Габриэла Сундукяна «Хатабала». Эта комедия стала крупнейшим армянским фильмом, снятом в Тбилиси, со времен картины Амо Бек-Назаряна «Пэпо» 1935 года. Работая вместе с оператором постановщиком Сергеем Исраеляном, Ватиняну удалось создать баланс между аутентичной атмосферой Тбилиси XIX века и немного гротескной театральностью, которой требовала пьеса. Получившийся в результате портрет многонационального города и его самобытных традиций получился удивительно детализированным — большое достижение для фильма, который длится всего 70 минут. Такое внимание к деталям стало отличительно чертой операторского стиля Ватиняна. Это качества еще более заметно в его фотографиях.

Во время съемок «Хатабалы» Рудольф Ватинян сделал множество снимков, на которых запечатлен процесс создания фильма, актерский состав и съемочная группа. Эта черно-белая серия фотографий, снятая в основном в среднем формате, демонстрирует руку проницательного и уверенного в себе фотографа. Сочетая постановочные и «естественные» композиции, Ватинян сосредоточился на людях, которые участвовали в создании фильма — главных актерах, массовке, технических специалистах и группе художников, отвечавших за создание декораций и костюмов для кинокартины. В отличие от яркого и шумного тона самого фильма, снимки Ватиняна пронизаны серьезностью и официальностью.

В создании фильма «Хатабала» приняли участие такие звезды, как Юрий Ерзнкян, Агаси Айвазян, Сергей Исраелян, Сос Саргсян, Мгер Мкртчян, Лаура Геворгян, Минас Аветисян, Роберт Элибекян и Гаянэ Хачатурян. Такое количество талантов еще никогда не работало над одним проектом. Подчеркивая важность этого события, фотографии Рудольфа Ватиняна представляют кинопроизводство как прежде всего интеллектуально-художественный процесс. Серия снимков также отражает культурный подъем, возникший в Армении в 1960–70-х годах, — на фотографиях изображены не просто художники, а иконы, которые олицетворяют целую эпоху.

В этой серии снимкой Ватинян противостоит сентиментальной анекдотичности, присущей армянской репортажной фотографии того времени. Его отчужденный стиль имеет сходство с «новым объективизмом» американских фотографов 1960–х годов — таких как Роберт Франк, Роберт Адамс и Диана Арбус. Не довольствуясь простым раскрытием закулисных драм, Ватинян сосредотачивается на более сложных отношениях между реальностью и вымыслом, традицией и современностью, образами и людьми. В пространстве, где сталкиваются фантастический мир кино и современная жизнь, повседневность начинает казаться странной и сюрреалистичной — это состояние Ватинян передает через свой выразительный объектив. В результате получается проницательный и откровенный рассказ о задачи искусства преобразовывать настоящее.

Несмотря на эстетичность и большую документальную ценность этих и других снимков, при жизни Рудольф Ватинян не выставил и не опубликовал ни один из них. В течение следующих двадцати лет он продолжал делать фотографии со съемочных площадок, а также создавать портреты талантливых людей Армении: Мартироса Сарьяна, Ерванда Кочара, Оганеса Шарамберяна, Минаса Аветисяна, Армине Галенц, Гали Новенц, Варужана Варданяна, Тиграна Мансуряна, Карена Геворкяна и других. Открытие заново богатого наследия Рудольфа Ватиняна не только знакомит нас с новым именем в советско-армянской фотографии, но и расширяет наши представления о ее развитии и богатой истории.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image