Генофонд армян является стабильным как минимум 6000 лет – Левон Епископосян

8 июня, 2022 - 21:44

В рамках грантового проекта «Выявление основных слоев армянского генофонда» в Институте молекулярной биологии Национальной академии наук Армении будет создана лаборатория с новейшим оборудованием по выделению белка из найденных в ходе раскопокнеидентифицированных костей.  Планируется также освоить следующий этап – выделение древнейшей ДНК.

Что касается генетического анализа, по словам руководителя проекта Левона Епископосяна, он будет проводиться за рубежом, в частности, в специальнойлаборатории университета Дублина. Иметь такое оборудование в Армении – и дорого, и пока что нецелесообразно: у нас мало материала для исследований, чтобы использовать оборудование на полную мощность, но зато он представляет большую ценность для зарубежных коллег в плане исследования преисторических этапов европейской цивилизации.

«Наш материал очень привлекателен для них. Мы живем в регионе, где зародились современные цивилизации. Отсюда на просторы Евразии вышел человек разумный, с эпохи неолита распространивший индоевропейский язык в Европу․Можно сказать, что наши предки и их последующие потомки остались в отчем доме и стали  хранителем очага, а прародители европейцев мигрировали отсюда в разных направлениях», - отметил ученый.

Как пояснил Левон Епископосян, работы по исследованию армянского генофонда начались еще 25 лет назад, когда появилась возможность сотрудничать с передовыми зарубежными научными организациями в данной области, в частности – с центром генетической антропологии TCGA (TheCenterofGeneticAntropology) Лондонского университетского колледжа.

Первое, что показали проведенные совместные исследования: генофонд армян довольно великовозрастный – ему примерно 5000-6000 лет. Это открытие имеет важное значение для разъяснения вопросов происхождения нашей популяции.

«Объясню. Группа людей начинает отделяться и формироваться как народ, когда она изолируется и мало общается с другими, говорит на языке, на котором другие не говорят. Поскольку браки с другими не носят массовый характер, размножение происходит только внутри данной группы, и постоянно имеющие место генетические изменения, называемые мутациями, накапливаются только внутри данной популяции. И если этот процесс происходит в течение веков и тысячелетий, то, на основании накопленных мутаций можно определить характерный генетический облик популяции и исходя из этого идентифицировать ее представителей. Мы начинаем отличаться от наших соседей не по причине особых, так называемых «армянских генов», а благодаря специфическим для нашего генофонда мутациям. Именно на основании этих генетических характеристик, маркеров, мы даем ответы на многие вопросы о происхождении армянского народа», - сказал он.

При этом ученый добавил, что генетическое исследование – это лишь один из инструментов изучения вопросов истории и происхождения нации. Для получения полной картины необходимо сопоставление данных археологов, историков, языковедов, археоантропологов, культурологов и др. специалистов. Т.е., требуется междисциплинарный подход.

Второй важный вывод, который сделали Левон Епископосян и его коллеги, – это то, что на протяжении всего этого времени генофонд армян существенно не изменился, в отличие от большинства народов региона.

«Несмотря на то, что Армения была перекрестком и постоянно подвергалась нашествию различных завоевателей, тем не менее, нам удалось сохранить и защитить нашу генетическую идентичность. То есть, у нас с ними не было генетических контактов.

Многие могут сказать, что это невозможно. Понятно, что завоеватели и оскверняли, и насиловали и пр. Но, поскольку сегодня мы не находим этих следов, значит, действовал какой-то механизм, который вычистил этот след, очистил наш генофонд», - сказал он.

По словам ученого, этому может быть несколько объяснений. Во-первых, смешанные браки в армянском обществе не поощрялись. Конечно, это не касается царских или княжеских родов, поскольку, как известно, браки в них совершались по политическим мотивам. Но эти семьи составляли очень малый процент населения. Во-вторых, есть свидетельства того, что армянские женщины предпочитали покончить с жизнью, чем быть обесчещенными.

«Бабушка рассказывала, что в Гардмане (область провинции Утик Великой Армении), если армянка беременела от татарина, у нее было два пути: либо избавиться от плода, либо уехать в большой город, где ее ребенок рос уже не армянином. То есть действовали механизмы, в основе которых не генетический, а социальный фактор,национальная идентичность, что помогало сохранению генетического своеобразия нашей популяции», – сказал Левон Епископосян.

Из археологии нам известно о смене ряда культур на территории Армении в древние времена. Историки многие из этих перемен объясняют вторжением, захватом территории пришлыми племенами, например: смену куро-араксской на триалети-ванадзорскую культуру (2500-2400гг. д.н.э.). Могут ли генетические исследования дать ответы на вопросы: было ли это связано с массовым вторжением и что случилось с коренным населением?

Как пояснил Левон Епископосян, исчерпывающие ответына этот вопрос будут получены в течение ближайших лет.

«Я могу сказать, что предварительные ответы уже есть, но их надо тщательно проверить. По нашим сегодняшним данным,армянский генофонд является стабильным на протяжении как минимум 6000 лет. Где-то 3000 лет назад имело место определенное влияние, но тем не менее, на 70-80% наш генофонд остался неизменным.

Специалисты отмечают интересный феномен. Когда в нашем регионе культура A сменяется культурой B, этапы развития культуры B у нас не наблюдаются. То есть, культура B развивалась не здесь. Сегодня археологи и культурологи уверены, что эта культура, или традиция, была завезена извне уже в завершенном виде», - сказал ученый. 

Что касается вторжения, то, по словам Левона Епископосяна, не обязательно, чтобы культура завозилась большой массой людей. Это может делать малое количество людей, внедряя новую культуру как новую «моду».

«В истории очень мало случаев, на пальцах можно сосчитать, когда масса захватчиков завоевывала новую территорию, и от прежних жителей практически не осталось следа. То есть, сегодня я и мои коллеги склоняемся к тому, что население оставалось стабильным, а новая культура, новая традиция внедрялась малочисленной группой людей», - сказал он.

Говоря о том, с какими трудностями сталкиваются армянские ученые при проведении своих исследований, Левон Епископосян отметил, что современная Армения занимает лишь 10% исторического ареала проживания армян, что серьезно ограничивает возможности ученых.

«90% исторической Армении находится вне наших государственных границ, и это «вне» побольшей части недружелюбное по отношению к нам. Там мы не можем вести ни археологических, ни антропологических, ни генетических исследований, работать в архивах. Но когда Господь закрывает все двери, օн оставляет приоткрытымодно окно, и это окно – генетика. Наша история записана также в нашей ДНК, в нашем геноме», - сказал он.

Но сложность заключается не только в том, что армянские ученые не могут вести раскопки, скажем, на территории Турции, но и в том, что из-за Геноцида и рассеяния армян по всему миру сейчас очень сложно находить людей, чьи предки и по отцовской, и по материнской линии были родом из одного регионаисторическойАрмении. А для исследований в рамках нового проекта Левону Епископосяну и его коллегам требуется как минимум 250 таких доноров. Сильно помогает в этом плане Арцах, где армянское население было стабильным на протяжении многих веков. Отток был, и Арцах всегда служил донором для других областей Армении и соседних стран, но притока или смешения с другими этническими группами не было.

После того, как будет расшифрован геном современных доноров, его надо сравнить с геномом древних обитателей Армении. Образцы ДНК в этом случае выделяются из костей, найденных в ходе раскопок.

«К сожалению, раскопки мы можем проводить только на территории современной Армении. Лет 20 мы проводили раскопки в Арцахе, сегодня, я думаю, временно, эта работа приостановлена. Но мы точно ее продолжим, поскольку Арцах чрезвычайно богат нашими археологическими памятниками и некрополями», - выразил уверенность ученый.

По его словам, в тесном сотрудничестве с археологами удается получить ответ на вопрос: «Кто жил здесь со времен неолита, 8000 лет назад?».

«В костях, в ДНК человека не написано, что он армянин. Но там запечатлено следующее: является ли он нашим дедушкой или бабушкой? И пять лет назад мы уже дали ответ на этот вопрос относительно материнской линии родства: 8000 лет назад здесь жили наши биологические праматери. Безусловно, 8000 лет назад они не были армянками,т.к. в то время они не могли иметь армянское самосознание и говорить на армянском языке», - сказал ученый.

Во любом случае, пояснил Левон Епископосян, сегодня генетика нам дает ответыне на все вопросы, поэтому мысоздаем генетический банк данных наших доноров для продолжения начатых исследований. Это делается по двум причинам: во-первых, последующим поколениям генетиковнамного труднее будет найти людей, чьи все предки являются выходцами из одного региона исторической Армении; во-вторых, появится более чувствительное оборудование и более мощные методы биометрического и статистического анализа, благодаря чему станет возможным извлечь из этих образцов больше информации.

Что касается наших соседей, то Левон Епископосянне раз пытался наладить контакты с турецкими коллегами, но понял, что попытки бессмысленны. Данная сфера науки в Турции сильно политизирована.

Так, один турецкий ученый ему рассказал, что имел проблемы с руководством университета из-за диссертации аспиранта, в которой показано, что всего 15% генофонда турок имеет тюркское происхождение. Остальное – генетическое наследие коренных жителей – преимущественно греков и армян.

В Азербайджане дела обстоят еще печальнее– генетические исследования здесь практически не проводятся. Был случай, когда ученый из Азербайджана в Москве защитила диссертацию по генетике талышей, в которой показала, что талыши генетически ближе армянам, чемазербайджанцам. После этого женщина стала получать угрозы физической расправы, что вынудило ее попросить убежища в одной из европейских стран.

Отметим, что проект «Выявление основных слоев армянского генофонда» осуществляется в рамках программы Комитета науки министерства образования, науки, спорта и культуры по поддержке передовых исследований. Оценивая эту программу, Левон Епископосян подчеркнул ее важность в первую очередь для подготовки молодых специалистов и трансфера знаний.

Анаит Саркисян

Комментарии

А модельным тапочкам то вкупе с карасами никак 7000 лет

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image