Владимир АВАТКОВ О ТЕКТОНИЧЕСКИХ СДВИГАХ, ПРОИСХОДЯЩИХ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Видео)

19 июня, 2022 - 11:03

27 сентября 2020 года ВС Азербайджана, грубейшим образом нарушив действующие нормы международного гуманитарного права и логику мирного переговорного процесса по решению конфликта, применив ракетно-артиллерийские средства и авиацию, перешли в наступление на всей протяженности линии соприкосновения, взяв под прицел боевые позиции Армии обороны и мирные населенные пункты Карабаха и Армении.

Боевые действия завершились в ночь на 10 ноября того же года подписанием трехстороннего заявления между главами России, Армении и Азербайджана, которое, помимо прочего, предполагает дислокацию российских миротворцев в Карабахе и вдоль Лачинского коридора на 5 лет с возможностью продления сроков пребывания российских военнослужащих на указанных территориях.

РОССИЙСКИЙ ТЮРКОЛОГ ВЛАДИМИР АВАТКОВ в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил, что если раньше коридор планирования в международных отношениях был 1 год, 3 года, 5 или 10  лет, то сейчас он снижен до намного более коротких сроков.

Это связано с тектоническими сдвигами, которые происходят в системе международных отношений.

Российские миротворцы, которые находятся в Карабахе в соответствии с трехсторонним соглашением, создают необходимую инфраструктуру для длительного пребывания там (мечеть, церковь, памятник миротворцу).

А что же будет после 2025 года?

«В 2022 году мы можем смотреть только под призмой нынешнего года. Исходя из этого мы можем сказать, что российские миротворцы в целом на Южном Кавказе – это очень долгосрочное явление. Может ли Азербайджан захотеть вывода российских миротворцев? Конечно да, и Армения может захотеть вывода российских миротворцев в 2025 году. Время покажет. Но каждая из сторон должна понимать последствия этого шага.

РОССИЯ НЕ БОИТСЯ, ОНА СМОТРИТ И ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ. Мы видим, что выводы могут быть разные. Есть российско-белорусское сотрудничество двух независимых государств. Есть на другой кейс, украинский. Есть третий подход – сотрудничества России и Армении. Четвертый подход – Прибалтика. Мы просто не знаем, где она, а они все время думают, что мы надеемся всех захватить.

Каждое государство должно быть суверенным и нести ответственность за последствия тех или иных шагов. Любая из сторон может заявить о необходимости вывода миротворцев России, но каковы будут последствия этого шага? Сейчас говорить об этих последствиях достаточно рано, потому что не было соответствующего заявления. Наоборот, на данном этапе руководства сторон подчеркивают значимость нахождение российских миротворцев в Карабахе. Это понимают все», – подчеркнул эксперт.

Риски увеличения конфликтности между Россией и Турцией растут

Риски увеличения конфликтности между Россией и Турцией в преддверии 100-летия Турецкой республики есть, и они растут по мере приближения к столетию и выборам в Турции.

ДЕЛО НЕ В РОССИИ, МЫ СОВЕРШЕННО НЕ СТРЕМИМСЯ к новой конфронтации с Турцией. Наоборот, мы стремимся к развитию сотрудничества. Дело будет заключаться в том, как именно турецкие коллеги будут вести себя на Ближнем Востоке, на пространстве Южного Кавказа и Центральной Азии, сказал Владимир Аватков.

Потенциал сотрудничества между Россией и Турцией

Он превышает потенциал конфликта. Пока есть экономическое сотрудничество, сотрудничество в области энергетики, туризма, строительства, в сфере безопасности (Сирия и многие другие точки в мире) – все это формирует прочный фундамент, позволяющий сторонам преодолевать конфликты. Это не значит, что их не будет, их может быть много.

РОССИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРЕДПРИНИМАЕТ БОЛЬШИЕ УСИЛИЯ, чтобы переформатировать проблемы в возможности. Отношения России с Турцией показывают, что это может успешно получаться.

Вместе с тем у Москвы очень много проблем с Анкарой, много расхождений, в частности, по украинскому вопросу. Но стороны находятся за одним столом, что очень важно.

Спецоперация против курдов

Вмешательство в дела другого государства недопустимо. Вместе с тем Москва, в отличие от американцев, относится с пониманием к тому, что Турция озабочена своей безопасностью. Россия готова в очень сложных переговорах решать сложные вопросы с турками. Этим РФ и отличается от США. Американцы приходят и говорят: будет вот так и точка. Они не готовы на компромиссы. Россия же всегда ищет баланс и однозначно против любых эскалаций.

Не все признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией, и Россия не признает. Но на этой территории дислоцированы американские военнослужащие, Россия там отсутствует. Поэтому намного более важно поведение американцев и турок.

Учитывая, что эта территория не контролируется законным правительством Сирии, учитывая тот факт, что несмотря на все переговоры выйти на какие-то компромиссы между этими группами и сирийским правительством, пока это до конца не получилось, поэтому Турция предпринимает попытку обеспечить свою собственную безопасность на юге, чтобы не допустить ухудшения обстановки в юго-восточных регионах.

Пока операция лишь готовится, она не реализуется. Однозначно ведется торг, ведутся переговоры с Россией и США. В Астане состоялся очередной формат Россия-Турция-Иран, и эти страны готовы договариваться, чего в прошлом невозможно было представить. Это уже огромное достижение, и оно демонстрирует формирование полицентричного миропорядка. Москва не согласна с Турцией по очень многим вопросам, но это не значит, что Россия должна диктовать свою волю, как это делают американцы.

В процессе нормализации армяно-турецких отношений предстоит столкнуться с рядом проблем

После 44-дневной войны и подписания трехстороннего заявления от 9 ноября власти Армении и Турции пытаются создать механизмы для нормализации отношений, в частности, в формате «3+3» с участием стран Южного Кавказа (кроме Грузии), а также России, Турции и Ирана и в двустороннем формате с участием спецпредставителей Турции и Армении. Эти инициативы вызывают серьезную обеспокоенность и критику со стороны общественности Армении, которая видит в этом угрозу усиления позиций Анкары за счет армянских интересов.

ВЛАДИМИР АВАТКОВ ЗАМЕТИЛ, ТУРЦИЯ пытается выстроить отношения с Арменией фактически с нуля, но увязывает это с формированием отношений по линии Армения-Азербайджан.

Есть ряд проблем, с которыми предстоит столкнуться. Это вопросы границ, коридора, территорий. По части коридора понятно, что Турция хочет иметь еще один проход в сторону Азербайджана. Анкара желает через Каспий быстрее связываться со Средней и Центральной Азией и максимально приблизиться к Китаю, расширив функцию двухстулья не только на уровне Россия-Запад, но и на уровне Запад-Китай.

Армения, Россия и Азербайджан

В регионе в сфере торговли наземным путем есть проблемы, связанные с транспортировкой грузов по железной дороге из Баку через Грузию в Турцию из-за сложных отношений России с Грузией.

АРМЕНИЯ, СТАНОВЯСЬ ТОЧКОЙ, ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ проходит сопряжение, сможет получать добавленную стоимость, увеличивать собственное благосостояние от движения товаров через ее территорию.

Единственный шанс преодолеть конфликтную зону – искать инфраструктурные проекты, которые будут обоюдно выгодны и при этом будут связывать Армению и Азербайджан так, чтобы ни одна из сторон не смогла нанести урон этому процессу, потому что ей это будет невыгодно. Коридор – один из возможных инфраструктурных проектов, который может это сделать.

Важно, что в соответствии с соглашением именно Россия будет являться гарантом безопасности этого коридора. То есть это выгодно не только с точки зрения Турции, чего многие опасаются, но и с точки зрения России. Москва будем заинтересована в этом коридоре. Кроме того, это однозначно будет выгодно с точки зрения самих сторон: начнут возникать коммуникации, а только через них можно будет преодолеть conflicting. Если этих коммуникаций не будет, то следующие поколения вряд ли вообще смогут создать эти коммуникации, учитывая негативизацию друг друга и в Армении, и в Азербайджане.

Возможная нормализация отношений между Арменией и Турцией это, бесспорно, не риск, а возможность развития и укрепления коммуникации в регионе.

Роль Запада

Запад все время стремился к распространению собственного влияния на территории Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. Но Россия показывает, что обеспечивает свою безопасность и планирует быть гарантом безопасности для сопредельных пространств. Делать это можно по-разному: и с помощью «мягкой силы», и с помощью жесткой силы. Россия – мировая держава и несет ответственность за безопасность и в сопредельных регионах, и в мировой политике.

РОССИЮ ИСКЛЮЧИТЬ НЕЛЬЗЯ. Как бы Запад ни пытался исключить Россию, он исключает себя от мировой политики, потому что Россия, Китай, Турция, арабские страны в совокупности формируют будущий миропорядок.

По какой такой причине Запад должен быть позитивно настроен к решению проблем на Южном Кавказе? Ни по какой. По какой такой причине они должны быть беспристрастными? Не будут они таковыми. По какой причине они должны быть заинтересованы в мире? Они не будут заинтересованы в мире. Реально в мире на Южном Кавказе заинтересованы сами страны региона, а также Россия, потому что Южный Кавказ является непосредственно соприкасающиеся зоной с Северным Кавказом. Россия в мировой политике реализует внешнюю политическую идеологию мира и безопасности. А уж в отношении Южного Кавказа для нее это является принципиально важным. Поэтому в происходящих сложных процессах Москва является гарантом и заинтересованной стороной в реализации этого самого мира.

Сирийская формула

Россия и Турция исторические сталкивались на Кавказе, но сегодня они пытаются реализовать формулу, подобную сирийской формуле. Ничего страшного в этом нет, потому что на Южном Кавказе из внешних игроков в мире заинтересованы Россия, а также Иран и Турция, потому что они являются соседями.

НАХОДЯСЬ ЗА ОДНИМ СТОЛОМ, они все вместе могут решить очень многие вопросы. То же самое касается и Грузии, которая пока не участвует в формате «3+3». Но это сдвинуло бы с мертвой точки очень многие вопросы, потому что в регионе живут Грузия, Армения и Азербайджан, соответственно, необходимо находить точки соприкосновения. Москва в данном случае всего лишь помогает поиску этих точек соприкосновения.

Анкара бросает вызов всей системе международных отношений

Турция в мировой политике пытается находиться между, она использует свое геополитическое положение, находясь между Востоком и Западом, Севером и Югом, сказал Владимир Аватков.

ПЫТАЯСЬ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ, Турция восполняет отсутствие необходимого количества ресурсов, чтобы быть мировой державой, а она провозглашает себя именно такой страной, бросая вызов всей системе международных отношений.

Эрдоган говорит о том, что необходимо пересмотреть наполнение Совета безопасности ООН и сделать его наполняемым на ротационной основе.

Анкара пытается использовать сложившуюся ситуацию, для того чтобы приумножить свои возможности. Если России Турция говорит, что стала более независимым игроком, то Западу говорит, что она подрывает интересы России на постсоветском пространстве. Это такое двухстулье, и у Турции это достаточно успешно получается. Через 5-10 лет все будет зависеть от того, насколько турецкая власть окажется устойчивой, сможет ли преодолеть выборной кризис 100-летия Республики, который будет в следующем году. Если это удастся, то Турция будет увеличивать свое влияние. Только до тех пор пока Анкара находится между, она сможет пользоваться своим геополитическим положением. Как только Турция встанет на одну из сторон, она потеряет другую, что не в ее интересах.

Ключи от будущего миропорядка сегодня лежат в Москве, Нью-Дели, Пекине, и Турция хорошо понимает, что необходимо переориентироваться на не Запад. Насколько это получается – другой вопрос.

В Турции растет негатив к Западу

Турция на протяжении длительного времени пытается вступить в Европейский союз, но ей каждый раз выдвигают новые требования, и она устала от европейского пути.

ВНУТРИ ТУРЦИИ РАСТЕТ НЕГАТИВ К ЗАПАДУ, недовольство политикой НАТО, которая, как считают турки, только использует Анкару, не давая ничего взамен.

Турция считает неправильным, чтобы в НАТО быстро и без требований со стороны членов Альянса выступали другие страны, в частности, Швеция и Финляндия, которые всегда были не слишком дружественны относительно европейского пути Турции. Теперь, когда Анкара выдвигает одно требование и на него начинают реагировать, дальше она выдвигает целый спектр новых требований.

Более того, Турция бросает вызов Франции и Германии, обвиняя их в поддержке терроризма.

Что касается Турции и Греции, то они сталкиваются каждый год, поэтому ничего нового здесь нет. Другой вопрос, насколько далеко все может зайти: и турецкая, и греческая сторона подчеркивают свою решительность.

США же смотрят на этот новый мир с огромным удивлением.

Внутренний фактор

Для Эрдогана важно, чтобы турецкому населению казалось, что Турция является великой и тогда он получит голоса на выборах, поскольку понимает наличие серьезных соперников в лице альянса оппозиционных партий во главе с Народной республиканской партией, партией во главе с бывшим премьер-министром Давудоглу, партией во главе с Бабаджаном (с ним ассоциируется экономическое чудо Турции 2000-х) и другими. Все эти партии бросают вызов правящей силе.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image