Региональные процессы без учета армянских интересов? Мнение

2 августа, 2022 - 12:36

Южный Кавказ продолжает пребывать в политической турбулентности. Вокруг Армении идут процессы, в которых, по мнению местных аналитиков, не учитываются сами армянские интересы. Основные игроки встречаются, обсуждают региональные проблемы, договариваются о переделе зон влияния, пытаются «перетянуть на себя одеяло». От Армении, как считают часть армянских политологов, ожидается лишь выполнение уже принятых решений, а несогласие чревато военной эскалацией.

Мнение армянского аналитика о ситуации в регионе, интересах крупных игроков и их ожиданиях от Армении, рисках начала войны, отношениях страны с Западом и Россией.

Акоп Бадалян, политический обозреватель

Турция претендует на роль модератора западных интересов

«В целом на регион продолжает воздействовать процесс большого перераспределения мира. И, естественно, как непосредственные региональные игроки (Турция, Россия, Иран), так и глобальный игрок США пытаются бороться за максимальное влияние на Южном Кавказе.

У каждого из них свой подход, но Иран, Россия и Турция, несмотря на существенные разногласия и стратегическую конкуренцию в разных вопросах, все же находят точки соприкосновения, чтобы самим решать вопросы и ограничить западное вмешательство и непосредственное влияние.

Турция хочет при этом стать модератором западных интересов, что приведет к работе с Западом в вопросах касательно Кавказа.

США не намерены непосредственно влиять на регион. Штаты хотят влиять на ситуацию посредством разных игроков для решения двух важных для себя вопросов:

  • ядерная программа и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений с Ираном,
  • стремление ослабить позиции России для приведения ее в поле взаимоотношений.

И Турция тут рассматривается в качестве либо одного из, либо основного инструмента. Турция тоже понимает, что если не будет позиционировать себя в этой логике, то потеряет западную поддержку, соответственно, и вес. И тогда Россия и Иран начнут разговаривать с ней иначе – более уверенно».

Война как инструмент для решения вопросов

«В этой ситуации очень важно, чтобы развитие в регионе не перешло в этап военной эскалации, когда игроки придут к консенсусу, что война – единственный инструмент для решения вопросов. Это основной риск для Армении, причем, не только сегодня, но и на ближайшие годы.

К войне может привести множество различных факторов. Вопрос в том, что Армения не имеет существенного влияния на них, основные вопросы зависят не от нее.

И все же для Армении неприемлемо всякое решение, которое приведет к нарушению территориальной целостности и неприкосновенности границ. Поэтому приоритетом для нас является вопрос суверенности, в том числе, политической. Это очень сложный вопрос, но он должен быть стратегическим направлением для нашего государства».

Ожидания от Армении

«У каждого основного игрока в регионе (Иран, Россия, Турция, США) свои ожидания от Армении. И ей следует работать со всеми, стремясь обеспечить баланс отношений, чтобы не зависеть от отдельно взятой страны и максимально нейтрализовать воздействие любого из игроков.

Иран, Россия и Турция ведут игру, чтобы занять место главного в регионе. Важно учитывать эти реалии и разработать свой план действий. Мы не можем идти на конфронтацию, потому что ее цена будет слишком высока для нас.

Единственное – мы должны сделать все зависящее от нас для сохранения и углубления отношений с Западом.

По большому счету эти игроки от нас ничего и не требуют. Все вопросы они согласовывают между собой, потом уже думают, как навязать нам эти решения. У них только ожидания разные.

Россия ожидает от нас игру на контролируемом ею поле и подчинения всем ее сценариям. Для нее важно, чтобы Армения не предпринимала никаких шагов с другими игроками без нее.

На фоне противостояния с Западом и введенных против нее санкций Россия рассматривает Кавказ как жизненно важный для нее логистический хаб, где хочет иметь доминирующую роль. А от Армении ожидает, что она будет играть в ее игру. Здесь для Армении существуют как возможности, так и риски, потому что Турция и Азербайджан могут воспользоваться ситуацией и предложить России пойти на очередные уступки в армянском вопросе, чтобы в остальном они были лояльны ее интересам.

С одной стороны, для нас хорошо, что Россия пытается разблокировать коммуникации в регионе, с другой – плохо, так как это может привести к новому сговору РФ с Турцией и Азербайджаном. И тут очень важна работа Армении как с Ираном, так и с США для обеспечения баланса.

Иран ожидает от Армении, чтобы при разблокировании региональных дорог не прервалась коммуникация Иран – Армения, Иран – Россия, Иран – Грузия – Черное море.

Но в то же время мы не знаем, с кем и о чем завтра может договориться сам Иран, что может превратить вопрос границы в предмет для торга. Позиция Ирана в этом вопросе не гарантирована с учетом сложных процессов вокруг него.

То же самое в случае с США. Штаты не хотят, чтобы Россия имела большое влияние в вопросе коммуникаций. Но мы не можем предугадать завтрашний день.

Например,

  • не рассмотрят ли США усиление Турции и Азербайджана как способ противодействия влиянию России;
  • насколько им удастся договориться с Ираном.

Турция же хочет, чтобы при разблокировании региональных коммуникаций на дорогах не было никакого контроля. Чтобы она могла связаться через Нахичевань с Азербайджаном и еще больше увеличила свое влияние в регионе.

Турция и Азербайджан не заинтересованы, чтобы на этом пути был какой-либо контроль, в том числе российский, иначе многие вопросы давно были бы решены. Они хотят получить коридор по типу Лачинского, связывающего Армению и Нагорный Карабах. Алиев четко заявил, что если он не контролирует Лачинский коридор, то и «Зангезурский коридор», который свяжет Азербайджан с его эксклавом Нахичеванью, никто не должен контролировать. Это их желание.

Армения согласна разблокировать коммуникации, но категорически отказывается предоставлять дороги в логике «коридоров», что означает потерю суверенитета над этой территорией.

Естественно, вокруг этого идет большой торг, и если в каких-то вопросах крупные игроки смогут между собой договориться, то начнут разными методами давить на Армению. Возможно, и военным путем, если Армения не согласится с ними».

Войну откладывает недоговоренность игроков

«На этом этапе я не вижу пока риска войны, поскольку подходы игроков слишком разные, и они не могут привести к какой-либо договоренности по нашему региону. Обсуждения же в целом ведутся в пакете – Сирия, Украина, новые геополитические реалии. Процесс переговоров в таком случае все больше усложняется, но для нас открывается определенное поле для работы.

Мне кажется, Ереван пытается использовать его: идет активное общение с США, Европой, Индией.

В частности, посол Индии в Иране Хаддам Джармендра заявил, что Индия планирует «через территорию Армении соединить западную часть Чабахара и Индийский океан с Евразией». А издание DnaIndia опубликовало информацию о возможной продаже Армении беспилотников и других видов вооружения индийского производства. Правда, министерство обороны Армении эту информацию не подтвердило.

Индия может себе позволить говорить уверенно, ей нечего терять. Но вопрос в том, насколько Индия имеет влияние в регионе по вопросам Кавказа. В любом случае нам надо работать со всеми странами, кто имеет с Арменией одинаковые позиции, но полагаться лишь на заявления и желания не стоит».

Азербайджанский газ – помеха в отношениях Армении с Западом

«Азербайджан всегда будет пытаться помешать нашим отношениям с Европой, поэтому надо включить в процесс действенную дипломатию, политическую мысль. Мы должны найти политические идеи, которые могли бы заинтересовать Запад и работать в этом направлении с ними.

При этом мы должны понимать, что Азербайджан и Турция никогда не будут менее значимыми для Европы и США, чем Армения.

Поэтому очень важно, чтобы мы могли сбалансированно поддерживать отношения как с русскими, так и с европейцами. Для нас нежелательна не только работа с одной только Россией, но и работа с Западом против той же России.

Конечно, Россия очень ревностно относится даже к самым мелким шагам Армении в сторону Запада. Но у нас нет другого выхода. Либо мы заявляем России, что полностью отказываемся от отношений с Западом, что губительно для нас. Либо объясняем, что эти отношения строятся не для того, чтобы отвернуться от России, а для того, чтобы обезопасить себя от определенных рисков, с которыми РФ не справляется. Нам следует заявить: понимаем, что у русских с Турцией и Азербайджаном свои дела, но они создают серьезные риски для нас, поэтому нам просто необходимы отношения с Западом».

Армине Мартиросян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image