ЖИЗНЬ В "ДРУЖБЕ" БОК О БОК ВСЕГДА ВЫХОДИТ НАМ БОКОМ

13 сентября, 2022 - 12:40

Из Баку недавно выступили с заверениям в том, что армяне и азербайджанцы могут, дескать, «жить в дружбе бок о бок в одной стране». Разумеется, они имели ввиду свою страну, ибо о добровольном вхождении Азербайджана в состав Арцаха на правах автономии речи нет.

С ТОГО ЗЛОСЧАСТНОГО 1918-ГО ГОДА, когда Азербайджан беспардонно объявили соседом Армении на географической карте, мы убедились в том, что жизнь бок о бок с ним выходит нам боком. Да еще каким! Таким, что в наши дни можно вообще без боков остаться. Если в советские времена аппетиты Азербайджана сдерживались необходимостью хотя бы формального соблюдения правил декларированной "дружбы народов” (хотя даже это не помогало), то сегодня он ведет себя как хозяин закавказского дома.

На что надеется Азербайджан, выступая с такими заявлениями на правах "подобревшего" победителя, "мирно", но настойчиво, изгоняющего армян не просто с насиженных, а принадлежащих им земель? Может, обеспечивает себе алиби? Чтобы в случае предсказуемого отказа от такого предложения и протянутой руки "дружбы" заявить, что армяне, мол, несговорчивы, и не понимают, когда с ними говорят по-хорошему? Интересно, когда это Азербайджан по-хорошему относился к Армении?

Нагорный Карабах 70 лет находился в составе Советского Азербайджана. Это достаточный исторический срок, чтобы своей политикой в отношении армян суметь заработать себе хоть какой-то кредит доверия с их стороны. Однако этого не только не произошло, но и было сделано все, чтобы выдавить армянское население как из Карабаха, так и остальной территории Азербайджана, в первую очередь из Баку, за пределы республики. Достаточно взглянуть на происходившие в Азербайджане демографические изменения по данным переписи населения в Советском Союзе за весь период его существования.

Для выдавливания армян Азербайджан применял, как любят говорить американцы, разные стратегии. Это и закрытие армянских школ (последняя из них, по рассказам беженцев-армян, была закрыта в Баку в 1973-м году), и недопущение продвижения армян по службе, и негласный запрет на занятие руководящей должности в той или иной организации, и закрытие армянских церквей, их осквернение и разрушение. Достаточно вспомнить лишь один пример: судьбу армянского культурного наследия  Нахиджевана, где уничтожение порядка 2000 хачкаров на кладбище Джуги стало последним аккордом.

В Нагорном Карабахе десятилетиями не строились нормальные дороги. Существующие дорожные маршруты проектировались таким образом, что из одного армянского населенного пункта до другого внутри региона можно было добраться, только проехав через азербайджанские поселения, расположенные как в самом Карабаха, так и за его пределами. Те, кто в советское время ездил из Мартакерта в Степанакерт, это хорошо знают. В столицу НКАО можно было попасть, проехав через Агдам, то есть через территорию Азербайджана. Путь от Агдама до Степанакерта пролегал мимо аэропорта, за которым начинался нынешний Иванян (Ходжалу). За Степанакертом имеется развилка, правое направление которой ведет в Шуши (оттуда до города рукой подать), а левое - через деревню Шош (там родился и вырос мой отец) в другие армянские деревни, вплоть до Чанахчи.

ЭТА ДОРОГА ОСТАВАЛАСЬ НЕАСФАЛЬТИРОВАННОЙ в течение десятилетий. Не развивалась инфраструктура. Устанавливались высокие поборы с сельскохозяйственных урожаев. На редкость красивый и благодатный армянский край, в котором растет все, что нужно человеку для сытой жизни, способный без проблем прокормить сам себя, пребывал в заброшенном состоянии по причине злонамеренной политики руководства республики, в составе которой он оказался вопреки собственной воле.

Антиармянская политика азербайджанского руководства проявилась с первых лет установления советской власти, когда страну возглавлял Нариман Нариманов, и носила неприкрыто-циничный характер. Она была направлена на предотвращение возможного отторжения армянами только что насильственно присоединенных к Азербайджану Нагорного Карабаха и Нахиджевана. О том, как тогда поступали с нахиджеванскими армянами, реализуя план деарменизации края, подробно описано в материале (https://vstrokax.net/istoriya/iz-istorii-dearmenizatsii-nahichevana/) Владимира Иванова: беженцам–армянам не разрешалось возвращаться в родные места под разными надуманными предлогами, местное население подвергалось террору и грабежам бандитских формирований, с которыми солидаризировались местные органы советской власти и правопорядка - перекрасившиеся бывшие мусаватисты, и т.д.

Эта антиармянская политика была успешно продолжена во времена Мирджафара Багирова, который (официального подтверждения этой информации мне найти не удалось) не позволил нахиджеванским армянам, едва сводящим концы с концами, вернуться назад после того, как они выехали на сезонные работы в Араратскую долину.

Деарменизация получила новое дыхание с приходом к власти Гейдара Алиева в 1969-ом году. Для осуществления антиармянской демографической политики в Нагорном Карабахе он поставил первым секретарем областного комитета КПСС тогдашнего «Пашиняна» – своего наместника Бориса Кеворкова. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже на следующий год автор этих строк лично видел, как улицы Степанакерта наводнили азербайджанцы, причем особенно много их было в районе городского рынка.

Мужчины, как правило, усатые, в июльскую жару ходили в темных пиджаках и кепках с широкими полями, а женщины – в черных покрывалах, оставлявших открытыми только лица. Такой наплыв "черных сил" покоробил даже меня, в то время - убежденного космополита и комсомольца, верившего в истинную дружбу народов.

Через пару лет, в начале 70-х, армяне открыто выразили свое недовольство политикой Кеворкова. На площади перед зданием обкома партии (кажется, это было в июле 1973-го года) собралась толпа людей, требовавших его отставки. Ситуация была напряженной, шли слухи о возможном введении комендантского часа в Степанакерте – событие экстраординарное для мирного советского города времен Брежнева. Не помню, чтобы об этом тогда писали в открытой печати.

За время правления Гейдара Алиева процент армянского населения в Нагорном Карабахе упал от 90,8% в 1921-ом году до 76,6% к моменту начала Карабахского Движения – в 1987-1988гг. Всем давно известно собственное признание Алиева-старшего в том, что изменение демографической ситуации в Нагорном Карабахе было его стратегической целью.

ТЕПЕРЬ АЗЕРБАЙДЖАН ОБЕЩАЕТ, ЧТО ЭТОГО БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ. Однако у армян нет ни малейшего – от слова вообще - положительного опыта исторического общения с этим государством, чтобы верить подобным заверениям. Особенно после трех карабахских войн и публичных выступлений Ильхама Алиева, в антиармянском угаре далеко переплюнувшего собственного отца, на которого опыт советского времени оказывал хоть какое-то, пусть и весьма ограниченное, сдерживающее воздействие.

     Наоборот, весь исторический опыт совместного проживания, как и последних 30 постсоветских лет убеждает в том, что никаких изменений в отношении к армянам в Азербайджане не наблюдается, более того, политика армянофобии давно уже возведена в ранг государственной, а ненависть и агрессия в отношении армянского народа прививается в буквальном смысле с детского сада.

Азербайджан пытается убедить весь мир в своей толерантности в отношении представителей других национальностей, проживающих на его территории, приводя в пример русских и горских евреев. Но для нас гораздо важнее отношение к армянам. Ни русские, ни евреи не являются автохтонными населением в этой стране. Их насильно туда не поселяли, они сами переселились на территорию Южного Кавказа в разные исторические эпохи (горские евреи – в 6-ом веке, русские - в 19-ом, после заключения Туркменчайского договора). Им нечего предъявить этому самозванному государству, и в этом конексте они не представляют для Азербайджана такой опасности, как армяне - автохтонное население карабахского края. Они были включены в состав соседней республики со своей землей и именно поэтому имеют полное право с ней оттуда и выйти.

В заключение приведу выдержку из доклада Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью за 2016 год: «В Азербайджане политические лидеры, учебные заведения и средства массовой информации продолжали использовать в своем обиходе ненавистнические высказывания в адрес армян. Слушая эту риторику, выросло целое поколение азербайджанцев".

Мы, армяне, слишком хорошо знаем, что все это никуда не исчезло, даже при коленопреклоненном Пашиняне. Так что верить или не верить заверениям официальных представителей Азербайджана о "дружбе бок о бок" армян и азербайджанцев в одной (их) стране – вопрос из разряда исключительно риторических.

Григорий САИЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image