ИСТОРИЯ АРМЯНСКОГО ТЕАТРА В ШУШИ

10 ноября, 2022 - 18:25

В конце XIX века столица Нагорного Карабаха город Шуши представлял собой один из наиболее значимых в Закавказье торгово-культурных центров.

Население города росло быстрыми темпами и по переписи 1897 года составляло: 25881 человек; из них — армян 14345 человек (55,3 %), татар — 10809 человек (41,7 %), русских и других - 734 человека (3%).

Территория города активно расширялась, в основном, за счёт западной, армянской части. Число домов в конце 1880-х годов достигло 5779 (ЦГИА Арм. ССР, 319, оп. 1, ед.хр.1. С. 52). В начале XX века западная часть города представляла собой, - о чём можно судить по сохранившимся фотографиям тех лет, - вполне европейский город, по стилю своему напоминавший разбросанные в швейцарских Альпах города и городки.

К этому времени в армянском секторе, занимающем около 65% территории города, сложилось восемнадцать кварталов. Центральный квартал пересекали три большие мощёные улицы. На театральной улице находился армянский театр, в верхней части улицы Агулецоц была церковь Казанчецоц, а в нижней – церковь Агулецоц. На улице Пости (Почтовая) находились почта-телеграф и банк. Кроме этого, в Центральном квартале было более 400 жилых домов, сотни магазинов, мастерских ремесленников, а также множество производственных и общественных зданий. Застройка верхней части города шла по определённому градостроительному принципу – с прямыми улицами и подчёркнутыми общественными центрами.

Один из факторов, определяющих любой город как культурную столицу, - наличие в нём собственного театра.

Первые театральные постановки в Шуши были осуществлены в середине XIX века. Их осуществляли заезжие актёры, прежде всего армянские артисты из Тифлиса, бывшего тогда административным и культурным центром всего Кавказа.

Но постепенно в среде самих шушинцев складывается своя театральная труппа, к которой часто присоединятся и приезжие актёры.

В 1873 году на средства общественного деятеля и мецената Никиты ( Мкртича) Хандамиряна (Хандамирова) строится деревянное здание городского клуба, зал которого и становится основной театральной сценой для шушинской труппы.

Хандамирян, который учился и много лет прожил во Франции, не только стал организатором постоянного театра в Шуши, но также переводил некоторые пьесы с французского и русского на армянский язык, и даже лично являлся автором некоторых пьес. Он также материально поддерживал местных театральных деятелей.

Позже Хандамирян строит новое здание театра, по соседству с церковью Газанчецоц. Открытие театра на 350 мест состоялось 7 июля 1891 года, а первым представлением стала историческая драма «Рузан» известного армянского писателя и драматурга, уроженца Шуши Мурацана. (Григора Тер-Ованнисяна).

За недолгую историю существования театр приобрел большую популярность, на его сцене были осуществлены многочисленные постановки по пьесам Сундукяна, Мурацана, Пароняна, Лермонтова, Островского, Гоголя, Чехова, Шекспира, Сервантеса, Ибсена и других армянских, русских и европейских авторов.

На сцене театра играли известные тогда не только в России, но и в странах Западной Европы армянские актеры.

Уроженец Стамбула Петрос Адамян играл во многих городах Закавказья, гастролировал по России, выступая на армянском и французском языках в театрах Петербурга, Москвы, Одессы, Харькова, Казани. Русская печать признала Адамяна одним из крупнейших трагиков мира. Об исполнении им роли Гамлета была написана специальная работа.

Ваграм Папазян, тоже уроженец Стамбула, учился в Венеции, Милане, Париже гастролировал по Европе, работал в Шуши, Тифлисе, Баку, снимался в кино у Ханжонкова, впоследствии был актером БДТ и театра драмы в Ленинграде, работал в Ереване. В театре Хандамиряна прославился исполнением роли Отелло и многих других.

На сцене блистали актеры Сирануш (Меропэ Кантарджян), Ованнес Зарифян, Иван Абелян, Степанянц, Петросян, и другие.

В постановках участвовали и приезжавшие на сезоны русские актеры из Петербурга, Москвы, Харькова и других городов.

В здании тетра проводились также концерты любительских трупп, концерты. В 1894 году здесь выступил со своим хором известный армянский композитор и хормейстер Христофор Кара-Мурза.

В театре Хандамиряна было электрическое освещение, которое позволяло играть представления и в вечерние часы. В эти годы в Закавказье это было уникальным явлением.

В 1905 году Шуши сильно пострадал от пожара и погромов, которые были предприняты татаро-мусульманским населением города при прямом подстрекательстве царской администрации. В 1903-1904 годах по всему Закавказью открыто готовились армянские погромы, власти разоружали армян и снабжали оружием татар.

«Местные власти и полиция, состоявшие в основном из татар (так, в администрации Шушинского уезда был только один не татарин - уездный начальник Пивоваров («СПб. ведомости», 19.07.1905) открыто готовились к резне. Татар собирали в шайки и усиленно вооружали». О характере полиции говорят такие детали. «В Арешском уезде (центр — Агдам) награбленный у армян скот татары гнали в имения полицейских приставов: все три пристава были татарами из Шуши («Новое обозрение», 1.12.1905).

В ходе погромов в Шуши сильно пострадал центральный квартал армянской части города. Театр Хандамирова был разрушен и сожжен «кавказскими татарами» во время армянских погромов летом 1905 года, став жертвой варварства и невежества предков нынешних азербайджанцев.

Оказавшись очевидцем происшедшего ещё в детстве Вагарш Ваграшян, впоследствии известный армянский артист, вспоминал: «Я увидел, как жаркое, огромное, пламя поползло в сторону театра Хандамиряна, охватило крышу в свои смертоносные объятия – и здание начало гореть… Здание театра, покинутое и беспомощное, на моих глазах потрескивалось, как в пылающем горне. Нельзя ли было его спасти? Неужели тот красивый светлый зал, те стулья и люстры, та сцена и занавес, те «леса и замки» были обречены на сожжение и неминуемо должны были превратиться в пепел?» (В. Вагаршян, «Товарищи, друзья и я», кн. 1, Ереван, 1959, с. 53-54 (на арм. языке).

Город пережил последствия погромов 1905 года, а его население даже увеличилось: накануне 1917 г. в Шуше проживало 43 869 человек, из них 23 396 составляли армяне (53%) и 19 121 мусульмане (44%) («Кавказский календарь» на 1917 год. Тифлис, 1916, с. 190-196). Однако театр так и не был восстановлен.

В ходе турко-татарской интервенции в Нагорный Карабах в марте 1920 года, после пожара и полного уничтожения Первой, Армянской части Шуши, некогда цветущий город, третий по численности населения в Закавказье после Тифлиса и Баку, превратился в жалкий посёлок.

После пожара и резни марта 1920-го в Шуше в 1921 году осталось всего 9223 человека, из них армян - 289 человек (Известия Аз. ЦСУ, 1922, № 2 (4), стр. 100).

В 1923 году – 6976 человек (Большая. Советская Энциклопедия. Т. I. Москва, 1926. С. 642), в 1925 году – 5000 человек (Газета «Хорурдаин Айастан» («Советская Армения»),03.10.1925, N 224).

Излишне говорить, что в последующий советский период, когда Шуши стал преимущественно азербайджанским, ни о каком театре в районном центре не было и речи.

Александр АНДРЕАСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image