Выставка «Гителик: познать Армению»
Центр восточной литературы и отдел диссертаций РГБ совместно с Армянским музеем Москвы и культуры наций приглашают на выставку, посвящённую научному и культурному наследию Армении.
Фрагмент картины «Зимний день» (2022). Художник — Анна Согомонян (Annuk)
Гителик переводится с армянского как «знание». А знание об Армении — стране многогранной и образной — складывается из множества факторов: культуры, науки, книжного наследия. Вот и выставка «Гителик: познать Армению» предлагает познакомиться с этой древней страной, с её прошлым и настоящим, проникнуться атмосферой Еревана.
Зал первый. Гителик: первые знания
Первое полноценное знакомство со страной происходит во время путешествия, в которое можно отправиться вместе с фотографом Павлом Шальневым.
На снимках Павла отражена душа армянской столицы и её колорит — лица, свет, эмоции, ритм, философия. Хотя все снимки чёрно-белые, это не мешает передаче настроения фотохудожником.
Фотографии наглядно демонстрируют простую и важную дихотомию: с одной стороны, Армения для россиян — очень близкая и родная страна, где многое знакомо, а с другой — это необъяснимая и чудесная экзотика.
Все фотографии сделаны
Зал второй. Гителик: познать видение
«Я художник, я так вижу» — эта фраза давно стала сатирической. А если действительно задуматься о том, как в действительности видит мир армянский художник? Какое оно — современное армянское визуальное искусство?
На первый взгляд, Армения ассоциируется с сильными образами и с сочной палитрой красок. Армянские художники мастерски работают с цветом. В этом можно убедиться, взглянув на эмали художника Гургена Арутюняна или работу Хурута Агаджаняна.
В то же время второй зал выставки знакомит зрителя с другим восприятием Армении: здесь сделан акцент на графике, контрасте и сочетании чёрного и белого. В экспозиции представлены работы акрилом на холсте Анны Согомонян (Annuk), гобелены Нелли Даниелян и графика Тиграна Сарапяна.
Зал третий. Гителик: истоки-книги
Исток любого знания — это, конечно же, книга. С неё начинается путь познания человека. Третий зал выставки предлагает полюбоваться шедеврами армянской книги, а также познакомиться с истоками армянского книгопечатания.
На выставке представлены старопечатные издания, в том числе из всемирно известной типографии с острова
Армянские типографии существовали повсюду в мире, и в оформлении книг им не было равных. Во многих экспонатах можно встретить мастерски выполненные гравюры, буквицы и заставки. Обрезы покрывались позолотой и тиснениями, красиво оформлялись и кожаные переплёты.
Все книжные экспонаты хранятся в Российской государственной библиотеке и предоставлены отделом хранения основных фондов.
Уникален и сам армянский алфавит, созданный
В зале можно познакомиться с научной и религиозной литературой, произведениями классиков армянской поэзии и прозы, учебниками и прописями.
Дополняют книжную экспозицию работы народного художника Российской Федерации Валерия Полотнова и современного армянского художника Самвела Акопяна, которые обращаются к образам исторической Армении.
Зал четвёртый. Гителик: сделано в СССР
Российская государственная библиотека бережно хранит диссертации армянских учёных, которые внесли значительный вклад в развитие советской и мировой науки.
Раньше все защищённые диссертации из республик Советского Союза отправлялись в качестве обязательного экземпляра в Ленинскую библиотеку. До сих пор они пользуются огромным спросом у научного сообщества.
Казалось бы, диссертация — это вещь сугубо научная, академичная. Но это не значит, что там нет места творчеству.
Четвёртый зал предлагает окунуться в мир армянской науки и полистать оригиналы диссертаций видных деятелей науки, культуры и политики. Среди кандидатов и докторов наук есть известные искусствоведы, деятели искусства,
В рамках выставки запланирован цикл лекций, посвящённых Армении.
Добавить комментарий