ШЕСТЬ ОДИНОЧЕСТВ

24 ноября, 2022 - 17:33

Саммит ОДКБ в Ереване напомнил строчки из известной песни: «Вот и встретились два одиночества, развели у дороги костер, а костру разгораться не хочется, вот и весь разговор». Согласитесь, неплохая характеристика прошедшего саммита, разве что одиночеств было не два, а целых шесть…

У ВСЕХ ШЕСТИ СВОИ ПРОБЛЕМЫ. И не так, чтобы подходы к решениям этих проблем одинаково разделялись всеми членами организации. У России – военные действия на Украине. У Армении – противостояние с Азербайджаном. У Киргизии и Таджикистана – проблема спорных приграничных территорий. Минск озабочен давлением Запада на Беларусь, Казахстан – обеспечением внутренней стабильности. В принципе нет ничего удивительного, что у каждой страны свои приоритеты в сфере безопасности, тем более, что география ОДКБ довольна обширна.

Москва, как могла, пыталась сгладить противоречия. По части нашей страны в эфир прошла реплика главы МИД России Сергея Лаврова о том, что «если мы подвешиваем решение о помощи Армении, то что происходит с декларацией и заявлением?». Таким вопросом задался Лавров, и, напоминая, что была договоренность подписать документы «в пакете», предложил «подвисшие вопросы» согласовать в рабочем порядке….

Кстати, когда он при этом ссылался на «Владимира Владимировича», предложившего «подвесить» вопрос о помощи Армении, многие подумали, что речь идет о президенте РФ. На самом деле Владимир Путин к тому времени в Ереван еще не прибыл, а Лавров ссылался на слова главы МИД Беларуси - Владимира Владимировича Макея.

Как бы то ни было, глава МИД РФ, по-видимому, рассчитывал, что проект решения о помощи Армении будет согласован лидерами стран ОДКБ. Но этого не произошло: Пашинян отказался его подписывать «в том виде, в каком он представлен». Можно предположить, в чем была загвоздка.

Вряд ли кто-то из членов ОДКБ стал бы возражать против тех пунктов подготавливаемого решения, где бы говорилось о намерении ОДКБ помочь Армении в поиске решения спорных вопросов с Баку или о поддержке усилий Москвы в этом вопросе. Вряд ли вызвал бы споры и вопрос о мониторинговой миссии ОДКБ. Возможно, проблема - в оценке событий 13-14 сентября. Никол Пашинян говорил о том, что Ереван вовсе не горит желанием втягивать ОДКБ в военный конфликт с Азербайджаном, речь идет о политико-дипломатической поддержке, о конкретной оценке агрессии Баку, и эта оценка важна для Еревана как с политической, так и моральной точке зрения.

Но если факт нападения Азербайджана ОДКБ зафиксировала еще в докладе своей мониторинговой группы, то в чем тогда дело? По-видимому, в том, что некоторые члены организации против того, чтобы в заявлении было конкретно сказано об оккупации части суверенной территории Армении. И предпочитают, чтобы в заявлении о помощи РА и в Декларации саммита были бы более обтекаемые формулировки, например, говорилось бы о «результатах приграничного конфликта» между Азербайджаном и Арменией.

СУДЯ ПО ВСЕМУ, ТАКОЙ БЫЛА ПОЗИЦИЯ президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева, который сегодня больше других членов организации заинтересован в развитии отношений с Азербайджаном, а никак не в их ухудшении. Наверное, именно поэтому Пашинян напомнил присутствующим, как под председательством Еревана ОДКБ быстро, за один день, приняла нужные решения во время январских событий в Казахстане, что позволило Токаеву преодолеть внутриполитический кризис… Однако, судя по всему, «намеки» Пашиняна на президента Казахстана не подействовали, а Лукашенко принялся говорить о том, что страны ОДКБ готовы реагировать и помогать Армении, «как договорились», но в сложившейся сложной ситуации страны-члены должны не только помогать друг другу, но и понимать позицию своих коллег…

В принципе, Лукашенко не так, чтобы совсем неправ. Ведь Москва, к примеру, не просит коллег по ОДКБ помочь в отражении агрессии Украины против территорий, которые РФ включила в свой состав, и где сейчас идут военные действия. Не просит не только военной помощи, но и публичного, скажем, осуждения Украины. Не так, что Москве это не нужно. Просто есть понимание, что коллеги по ОДКБ по тем или иным причинам не могут позволить себе такого шага, исходя из своих государственных интересов, которые членство в ОДКБ никак не отменяет.

С другой стороны, позиция Еревана тоже понятна. Ведь если Армения подписывается под заявлением, в котором нет четкой формулировки об оккупации части своей территории, как она может требовать осуждения агрессивных действий Азербайджана от других партнеров?

Как бы то ни было, заявление по Армении не согласовано. И несмотря на оптимизм покидающего пост генсека организации Станислава Зася относительно того, что текст Декларации и заявлении ОДКБ о помощи Армении будут согласованы в рабочем порядке, трудно предположить, что это произойдет быстро. Если вообще произойдет, тем более, что председательство в ОДКБ переходит к Казахстану…

Другое дело, что ОДКБ может сохранить в Армении мониторинговую миссию и без какого-либо публичного заявления. Равно как и способствовать усилиям Москвы в достижении договоренностей между Ереваном и Баку. И трудно не согласиться с комментарием Дмитрия Пескова о том, что, несмотря на разногласия по тем иным вопросам, площадка ОДКБ востребована членами организации.

Рубен МАРГАРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image