РОССИЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ УХОДИТЬ С ЮЖНОГО КАВКАЗА

9 марта, 2023 - 12:14

То, что сегодня происходит в Закавказье, невозможно рассматривать в отрыве от стратегии России здесь и на Среднем и Ближнем Востоке. Забегая вперед, скажу, что сегодня высветилась проблема раздела Турции, если Эрдоган потеряет власть на выборах. Кажется фантастикой, но попробую объяснить.

Прежде всего отмечу монолитность НАТО как структуры единоначалия, в которой решения принимает Вашингтон и только Вашингтон. В отличие от ОДКБ, в котором начальником штаба может быть гражданин страны, входящей в блок, в НАТО главнокомандующим является американский генерал или адмирал. Сегодня это генерал американской армии Кристофер Каволи. У России цель не вообще разрушить монолитность этой структуры, а только в опасных для себя направлениях. И потому был запущен процесс отрыва, хотя бы частичного, Турции от НАТО. И потому произошло неизбежное возвеличивание Эрдогана, которому была внушена мысль о том, что он стал решающим игроком на всех турецких фронтах – в Сирии, Ливии, Ираке, на Южном Кавказе и т.д. Приобретение С-400 не рассматривалось НАТО как нечто из ряда вон выходящее, вон выходящим стал газовый хаб. США вкупе с Норвегией взрывают «Северный поток», чтобы лишить Европу российской газовой иглы, а их союзник Турция строит хаб, чтобы снабжать Европу дешевым трубным газом. И получается, что Турция препятствует американским газовым проектам. А тут еще подоспело землетрясение. Было ли это тектоническое оружие, примененное против Турции, – сказать не берусь, но факт то, что оно состоялось с близкой к предельной магнитудой 7,8. Магнитуда нашего была 6,8–7,1 и унесла 25.000 жизней. В Турции пока объявлено о 35.000. Реально эта цифра неизбежно возрастет и, можно быть уверенным, так и не приблизится к истинному числу жертв. Я выражаю глубокое соболезнование родственникам погибших, тем более что мы знаем, что это такое. Но это был удар и по экономике Турции, которая и так переживала не лучшие времена. Что касается хаба, буде он построен, то, имея уже опыт подрыва в Балтийском море, США этот свой опыт перенесут на Турцию. Наземные подрывы легко восстанавливаются, но можно подорвать газопровод и скинуть вину на курдов, после чего начать против них репрессивные действия. Естественно, руками турок, которым подобные дела удаются особенно хорошо. Потом можно будет обвинить их в излишней жестокости – всё в пределах англосаксонских сценариев. Но что они предпочтут – остается гадать. Проще всего заблокировать проход Эрдогана в президенты. И тут немного отвлечемся на знания британцев в области управления.

Они сумели создать глубинное правительство, в котором личность монарха ничего не решает, и даже в случае прерывания династии они легко выбирают себе другого. В то время как в России утрата лидера означает серьезные потрясения. Например, убийство Павла привело к существенным дивидендам для Англии, поскольку Павел послал по договору с Наполеоном казачий корпус в Индию – жемчужину Британской короны. С соответствующим к ней отношением, естественно. Убийство Павла, в котором так или иначе участвовал и английский посол Уитворт, развернуло войска обратно. Память о том, что стратегию соперника можно изменить убийством монарха, сохранилась. Можно сказать, что эта модель вертикали власти сохранилась и при большевиках. И в 1918-м уже ничего не значивший в смысле власти Николай II был расстрелян как символ власти. И потому призывы к устранению Путина определяются их опытом общения как с российской короной, так и российской властью вообще. И Елизавета II наградила Черчилля высшим рыцарским орденом Подвязки не по итогам войны, а в 1953-м – в год смерти Сталина, некоронованного монарха СССР. Но тут остановимся, потому что дальше уже сплошная конспирология, раскрытие которой подвластно только историкам. Заметим лишь, что англосаксы знают слабые места российского управления.

Теперь, возвращаясь к Турции, отметим, что образ Эрдогана был раздут до небесных высот и он уже в состоянии поверить в свое султанство. И газовый хаб – это перчатка, брошенная Штатам. При этом Турция в той или иной степени очищена, особенно после попытки американца Гюлена захватить в Турции власть, от американской агентуры. До него была очищена от генералов, имевших связи с США, армия. Эрдоган показался себе первостепенным игроком на мировой арене, забыв о главном – что он не имеет ядерного оружия и в этом смысле не может сравниться даже с Северной Кореей. Памятуя о знании слабых мест монархии или султаната британцами, он максимально обезопасил себя мощной охраной. Т.е. для физического устранения он труднодоступен. Но можно максимально воспользоваться землетрясением, которое не может не сгенерировать недовольство. Это остается умело раздуть, используя остатки агентуры и возможности информационных манипуляций. И если Эрдоган будет заменен, то Турция, потеряв султана, вполне может расползтись, остается только умело раздуть противоречия. В первую очередь – этнические. Добавлю, что турецкие власти всячески препятствовали генетическим исследованиям на своей территории, боясь, что лозунг «счастлив тот, кто может о себе сказать: я – турок» потеряет актуальность перед лицом пестрой генеалогии населяющих Турцию народов. И этот фактор этнического разнообразия вполне может сыграть. Одни кормят других, одних ограбили, другие, наоборот, грабили. И т.д. Одним словом, дурное дело – не хитрое. Сумеет ли Россия справиться с этим, надолго обезопасив себя с юга и со стороны Центральной Азии – посмотрим.

Англосаксам придется искать себе другого «бешеного пса». Один раз они спасли Турцию руками Кемаля Ататюрка, второй раз Турцию от сталинского вторжения спасли американские атомные бомбы, взорванные в Японии, и Сталин решил не рисковать. Но в этот раз уже недовольны турками, в частности Эрдоганом, США. И Британия вряд ли бросится в этот раз спасать Эрдогана, даже несмотря на его закадычную дружбу с шефом МИ-6 Роджером Муром. Англосаксам нужна антироссийская и антиевропейская Турция, мешающий этому проекту должен уйти. Какой будет Турция после этого – неизвестно. В любом случае новый лидер не будет иметь тех договоренностей с Путиным, какие имел Эрдоган.

Землетрясение ослабило наступательные порывы Турции. До Азербайджана еще не дошло, что они на определенное время потеряли мощного спонсора. Но эйфорическое состояние Эрдогана несколько пошатнулось, и агрессивные замыслы, касающиеся нас, получили некоторую отсрочку. Блокада Арцаха еще не снята, Азербайджан, как выясняется, считает Россию проигравшей на Украине и надеется, что его смелые действия, выражающиеся в победе «экологов» над российской армией, оправданны. Может, потому и поставляет оружие на Украину. В принципе их можно понять: если «экологи» – это столь мощная сила, то и на Украине, собрав определенное число «экологов», можно победить российскую армию. Просто «экологов» потребуется больше. Плюс ко всему и в Арцахе нарастает напряжение между президентом Араиком Арутюняном и госминистром Рубеном Варданяном. С точки зрения права Арутюнян может сместить Варданяна как назначенного госминистра, но на это не идет. В принципе противоречия между Арутюняном и Варданяном закономерны. Президент – крупный собственник, к тому же его роль в военном поражении не выяснена. И госминистр с развязанными руками ему не нужен. Против Варданяна настроены Алиев, который считает Варданяна креатурой Москвы, Пашинян, который действует в тандеме с Алиевым, и, странным образом, армянская оппозиция.

По инициативе Арутюняна в Конституции Арцаха готовятся изменения. Сегодня при отставке президента по тем или иным причинам его замещает спикер Нацсобрания и назначает новые выборы, которые должны пройти в течение 40 дней. В новой же редакции предполагается, что в условиях военного времени НС уполномочено само выбрать нового президента. Получается, что Арутюнян готовит свою отставку. Вопрос в том, кто будет следующим президентом. Может, сокращение сроков означает, что Арутюнян должен поскорее протолкнуть своего президента, который, надо полагать, обеспечит ему безопасность. В Арцахе появился Самвел Бабаян, генерал-лейтенант проигравшей армии. Скорее всего выбор предстоит между ним и Рубеном Варданяном. Самвел Бабаян, несмотря на серьезные проколы в биографии, был и, надо полагать, является хорошим военным организатором – навыки не утеряны, они скорее всего были скованы самим Пашиняном и его супругой, беспрепятственно посещавшей штаб арцахской армии во время войны. И от того, кто будет избран президентом, зависит дальнейшее состояние Арцаха. Либо передышка с бизнесменом Рубеном Варданяном, либо подготовка армии обороны при Самвеле Бабаяне. Тандем обоих будет означать фактическую должность председателя ГКО для Варданяна и главнокомандующего – для Бабаяна. Личность нового президента будет зависеть и от воли командующего миротворческим контингентом, обеспечивающим безопасность жителей.

Здесь еще раз отметим сближение России и Ирана, который не был актором в Закавказье, но, подтянув войска к границе Армении и Ирана, фактически начинает им становиться. Как минимум после того, как заявил, что изменения границ не потерпит. Попытку «цветной революции» у себя он подавил, удар устрашения по Исфагану игнорировал. Кстати, в нанесении удара не признаются ни Израиль, ни США, и акция эта осталась непубличной. Иран тоже не разглашает заказчиков, хотя и наверняка знает. Грузия – под американо-турецким владычеством, Азербайджан – под турецким. Единственная страна, в которой пока не развеваются флаги Турции или НАТО – это Армения, и именно здесь Иран может стать актором, чему всячески будет препятствовать НАТО. Израиль по привычке останется в тени. И, используя опыт взаимодействия России с Ираном на территории Сирии, эти страны могут сформировать тандем и здесь. Арцах с «ястребом» Бабаяном формирует войско, и в столкновении Ирана и Азербайджана, который пытался оттяпать у Ирана южный Азербайджан, занимает определенную, согласованную с Россией позицию. Вполне возможно, что в Арцахе будет сформирован ударный кулак, и казус белли искать не надо – блокада считается военной геноцидарной акцией. Все зависит от того, какие будут назначения, и, естественно, от сроков победы России на Украине.

Примечательно заявление спикера Госдумы Володина в ходе встречи со спикером азербайджанского меджлиса: «Те, кто делает заявления в сторону европейских институтов, могут просто страну потерять», что было истолковано как угроза Армении, пригласившей в страну наблюдателей армяно-азербайджанской границы от ЕС, фактически воюющего с Россией. Но параллельно он заметил, что карабахская проблема не решена. В то время как Алиев считает, что этой проблемы не существует. Так что заявления Володина нельзя трактовать как однозначно проазербайджанские, и угроза потери государственности звучит как минимум в оба адреса. Более того, посол РФ в Армении Копыркин в своем интервью «Спутнику» заявил, что Россия не собирается отсюда уходить. Надо полагать, что Россия возвращает себе внимание к региону.

Азербайджан на время утерял своего военного спонсора, Британия – свой инструмент в лице Турции. Но у Алиева как победителя притуплено чувство опасности, и он может, расправив плечи, решить, что ему море по колено. И тут очень важно для нас, чтобы и власти, и оппозиция могли адекватно оценивать ситуацию. И если власти, как «цветные революционеры», действуют согласно инструкциям заказчиков, то оппозиция должна выказать политическую глубину и способность к анализу, чего, к сожалению, не наблюдается. В информационном поле заметны аналитики, политологи, но в гораздо меньшей степени те, кто облечен статусом политической оппозиции. Увы...

Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image