Новый торговый коридор свяжет Мумбаи с Европой посредством Ирана и Армении — СМИ
Ереванская газета «Айастани Анрапетуцюн» («Республика Армения»), являющаяся государственным печатным изданием, опубликовало статью «Региональные проекты и роль Армении». В ней анализируются происходящие в Закавказье и вокруг региона геополитические сдвиги в контексте транспортных проектов и заинтересованности Ирана и Индии в транзитном потенциале Армении.
После 44-дневной войны 2020 года в Арцахе (армянское историческое название Нагорного Карабаха — Ред.) в нашем регионе произошли серьезные геополитические сдвиги. На Южном Кавказе, в том числе в результате действий России, активизировалась Турция, и усиленный тюркский элемент решил, что может предъявить новые требования Армении, а также Ирану. В случае с Арменией президент Азербайджана представил притязания в отношении Сюника (регион на юге Армении — Ред.), придумав и введя в оборот выражение «Зангезурский коридор». А в случае с Ираном — в отношении Атропатены, «воскресив» ложь, которая более века хранилась в его «сундуке». Конечно, Тегеран понимает тюркский смысл и значение существования государства под названием Азербайджан, которые продвигают некоторые (геополитические — Ред.) центры.
Происходящие в нашем регионе события побудили Иран и Дели представить в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг» предложения по новым маршрутам, в том числе по территории Армении. Впервые с подобным заявлением выступил посол Индии в Иране Хаддам Джармендра:
«Мы планируем западную часть иранского порта Чабахар и Индийский океан связать по территории Армении с Евразией и Хельсинки, создав коридор „Север-Юг“».
Индия заинтересована в транзитном потенциале Армении. Это объясняется тем, что Дели обеспокоен растущим сотрудничеством Турция-Азербайджан-Пакистан. Министры иностранных дел этой «тройки» в январе 2021 года подписали «Исламабадскую декларацию», в которой затрагиваются проблемы Джамму и Кашмира, Кипра и Арцаха (Карабаха — Ред.). Турция, Азербайджан и Пакистан подняли свои контакты на новый уровень после 44-дневной войны. На этом фоне 12—13 октября того же года в Армении с официальным визитом побывал министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар.
Совместные военные учения Азербайджан-Турция-Пакистан, турецкое военное присутствие в Каспийском море, роль Турции и Израиля на территориях, перешедших в результате войны под контроль Азербайджана, притязания (со стороны Анкары и Баку — Ред.) на так называемый «Зангезурский коридор» заставили иранскую сторону также активизироваться — в связи с возможностью участия Армении в реализации коридора «Север-Юг».
Интересно отметить, что Тегеран выступил с инициативой международного транспортного коридора «Персидский залив — Чёрное море» — с целью снижения своей зависимости от Турции для выхода в направлении Европы. В этой инициативе принимают участие Иран, Армения, Грузия, Греция и Болгария. Другие страны также планируют присоединиться, в том числе Индия — одна из крупнейших экономик Востока.
Баку также тесно сотрудничал с Тегераном. Параллельно с этим азербайджанцы распространяли сведения о том, что Армения якобы выбывает из числа участников проекта «Север-Юг». Правда, после такой информации всегда следовали опровержения, причём не только со стороны армянских экспертов и чиновников. «Старания» Турции и Азербайджана были понятны: отвлечь внимание Ирана от Армении, предложив альтернативные проекты.
В то же время они пытались использовать то обстоятельство, что Армения испытывает дефицит соответствующей международным стандартам транспортной инфраструктуры. В частности, строительство дороги «Север-Юг» (на территории Армении — Ред.) не завершено, а на некоторых её участках вообще нет железной дороги. Провокационные действия Азербайджана, геополитическая борьба за Сюник (Зангезур — Ред.), попытки определённых региональных игроков сорвать создание альтернативных так называемому «Зангезурскому коридору» маршрутов снижали привлекательность нашего государства. Тем не менее, ухудшение отношений между Тегераном и Баку, ныне достигшее до уровня предвоенной ситуации, усиливает возможности Армении стать транзитным государством.
Согласно бюджету Армении на 2023 год, на осуществление строительства дороги «Север-Юг» в нынешнем году будет направлено 50,5 млрд. драмов. Это означает, что Армения продолжает оставаться в числе участников проекта. Он сократит путь от границы с Ираном до границы с Грузией с 556 до 490 км и облегчит выход к Чёрному морю не только Армении, но и Ирана.
В то же время Ереван не ограничивается только решением вопросов, связанных с её ролью в проектах «Север-Юг» и «Персидский залив — Черное море», а и проявляет инициативность, что в определённой мере является ответом на политику по изоляции Армении, которую осуществляют враждебно настроенные государства. Ереван предложил Индии создать торговый коридор через Чёрное море для убыстрения транспортировки индийских товаров в Россию и Европу. Подобное предложение было сделано во время недавнего визита (3—4 марта — Ред.) министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна в Индию. Об этом сообщает индийская газета The EconomicTimes.
По утверждению издания, отношения между Арменией и Индией потеплели в результате их активного сотрудничества в сфере обороны. Торговый коридор будет проходить параллельно транспортному коридору «Север-Юг». Он свяжет Мумбаи с Европой посредством Ирана и Армении, без участия Азербайджана, с которым Индия имеет прохладные отношения из-за тесных связей последнего с Турцией и Пакистаном.
Согласно изданию, коридор создаст новый маршрут в обход Суэцкого канала, чтобы избежать конфронтации между Россией и Западом. Так как новая холодная война нарушает экономические и политические отношения между Россией и Западом, для международных логистических, страховых компаний любой крупномасштабный транзит товаров через границу России и Европы представляется слишком рискованным.
В указанных транспортных проектах, которые в перспективе могут перерасти также в энергетические, какое место может иметь Баку, который своими же руками противопоставил себя Ирану и Индии, играющих в этих проектах ведущую роль, — задается риторическим вопросом армянский официоз.
Добавить комментарий