ТРИУМФ "ГАЯНЕ" НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

1 августа, 2014 - 18:27

В рамках XXII музыкального фестиваля "Звезды белых ночей" на сцене знаменитого Мариинского театра оперы и балета с двумя спектаклями "Гаяне" на музыку Арама Хачатуряна выступила балетная труппа Академического театра им. А.Спендиарова. В спектаклях принял участие симфонический оркестр Мариинского театра, за дирижерским пультом которого в дни гастролей стоял Карен Дургарян.

НЕ СЛУЧАЙНО, ЧТО ИМЕННО ЭТОТ БАЛЕТ был выбран для показа на легендарной сцене.Во-первых, это один из лучших спектаклей нашего театра, осуществленный выдающимся танцором, балетмейстером Виленом Галстяном (он же и автор либретто), который до сих пор украшает афишу театра и всегда проходит с неизменным аншлагом. Во-вторых, именно Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова в годы войны (1942 г.) первым осуществил постановку жемчужины Хачатуряна, находясь в эвакуации в Перьми. Над первой постановкой работали дирижер П. Фельд, балетмейстер Н.Анисимова и знаменитый сценограф Н.Альтман. В роли Гаяне были заняты прекрасные балерины Н.Дудинская и Т.Вячеславова. В их великолепном исполнении через весь спектакль рефреном проходил образ главной героини.

По откликам специалистов тех лет, балет сразу же снискал горячие симпатии аудитории, получил высокую оценку и в годы войны был удостоен Государственной премии. Как видим, несмотря на ад военного времени, стране было дело до искусства, государство поощряло деятелей культуры. И вот, стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискуя проиграть без известных нынешней русской публике звездных имен танцовщиков, этот шедевр Арама Хачатуряна был показан там, откуда начал шествие по сценам театров бывшего СССР и мира.

Основной инициатор нынешних гастролей - главный дирижер симфонического оперного оркестра Карен Дургарян (его идея с удовольствием была подхвачена Министерством культуры РА), для которого Мариинский театр оперы и балета давно уже стал вторым родным домом. Дургарян неоднократно дирижировал спектаклями и концертами в этом зале, где его хорошо знают и охотно сотрудничают с ним.

Самобытная, прекрасная музыка Арама Ильича Хачатуряна, богато насыщенная мелосом, отличная хореография Вилена Галстяна, профессиональное дирижерское мастерство Дургаряна, увлеченно, темпераментно ведущего спектакль, красочные декорации Минаса, великолепные работы солистов и кордебалета обеспечили горячий прием зрителей Санкт-Петербурга и гостей северной столицы России.

КОНЕЧНО ЖЕ, НАШИ АРТИСТЫ волновались и готовились к гастролямс осознанием огромной ответственности: выступить на сцене, где блистали все выдающиеся звезды русского и мирового балета, - огромный риск. Но, к счастью, он был вполне оправдан. Наши артисты встретили восторженный прем переполненного зала. Даже специалисты и зрители старшего поколения, кто видел балет во множестве других интерпретаций, от живого исполнения дрогнули. Перед их взором предстало яркое зрелище, проникнутое неистовым оптимизмом и страстностью, энергией борьбы и надежды. Яростной надежды на счастье.

Особое внимание зрители обращали и на прекрасные декорации Минаса, восстановленные по его эскизам сыном художника - Нареком. Несомненно, они не могли в полном объеме передать буйство и свежесть красок, экспрессию формы, покоряющую эмоциональность оригинала. Да это и невозможно. Как любое выдающееся явление, Минас неповторим. И это естественно. Слишком велика магия имени художника, который к чему бы ни прикоснулся, на всем оставлял печать своей фантазии, ничем не скованной, властно увлекающей за собой. В нынешней постановке - новый суперзанавес, в качестве которого Нарек использовал одну из фресок Минаса, создав вариацию, которую, как нам кажется, сам художник вполне бы одобрил.

Поэтому и нынешние декорации волнуют, как волнует в целом и постановка Вилена Галстяна, осуществленная в интригующей, взволнованной манере, в сверкающей интерпретации, показавшаяся зрителям истинным образцом виртуозности и зрелищности. Критики отмечали одновременно изысканную хореографическую манеру В.Галстяна, "вдохновенный, современный, волнующий и лукавый" стиль. По их отзывам, в музыке Хачатуряна балетмейстер в первую очередь ищет основу для создания народного характера, обобщенного до символа, не ограничиваясь лежащей на поверхности этнографической достоверностью, стараясь глубже проникнуть в композиторский замысел. Он тонко чувствует стиль хачатуряновского творения, его яркую национальную характерность, огненный темперамент и богатство мелодического языка и в соответствии с этим выстраивает весь спектакль. Богатейший арсенал классического танца он органично сочетает с характерными особенностями армянского национального танца.

Более двух часов, разделенных двумя антрактами, танцоры в радужных костюмах создают картину полную жизни, напрочь исчезнувшей из нашей жизни.

ПО ДОСТОИНСТВУ ОЦЕНИЛИ КРИТИКИ и зрители все интересные актерские работы, выделив прежде всего исполнительниц роли Гаяне - Сюзанны Пирумян и Анны Костанян, а также Армена - Рубена Мурадяна и Севака Аветисяна, Нунэ - Жаклин Сархошян и Мери Ованнисян, Гико - Нарека Мартиросяна и Армана Геворгяна, Карена - Эдуарда Саркисяна и Гагика Бабеляна. В интервью с балетмейстером Виленом Галстяном и директором театра Андраником Арзуманяном критики отмечали, что армянские танцоры обладают рядом несомненных достоинств: особой пластичностью, гибкостью, умением ясно прочертить каждое движение и красиво завершить танцевальную фразу. Они хорошо владеют искусством поддержки и легко переходят от классического стиля к характерным танцам. По их мнению, на редкость красивы рисунки дуэтов: Гаяне - Армен, Гаяне - Гико, Нунэ - Карен. Хорошо были оценены и костюмы, созданные по эскизам Рубины Ованнисян, в органичном единстве с декорацией и замыслом постановщика передающие характерность образов и внутреннюю динамику.

"Эта постановка наиболее интересна по своей драматургии. Здесь лучше использованы танцевальные элементы. Каждый такт дышит музыкой. С удовольствием следила за всем происходящим. Мне понравились костюмы, декорации. Порадовала молодежь, органично влившаяся в труппу театра", - говорила в антракте В.Галстяну одна из критиков. (Все отклики есть на сайте Мариинского театра.)

- ТАКОГО ВООДУШЕВЛЕНИЯ В ЗАЛЕ и на сцене наши артисты,видимо, давно не помнили, - говорит директор Академического театра оперы и балета им. Спендиарова Андраник Арзуманян. - Если и дальше наши артисты удостоятся такого приема, то наша культура завоюет огромное признание за рубежом, как это было в пору расцвета армянского сценического искусства. Конечно, ответственность была большая, мы все волновались. Хотя труппа и балетмейстер нещадно, скрупулезно готовились к гастролям, все равно результат оказался непредсказуемым и превзошел все ожидания. Правильно сказано, что "большое видится на расстоянии". Я не предполагал, что в нашем театре немало одаренных балетных актеров, способных покорить Санкт-Петербург. Галстян-балетмейстер открыл эти дарования, и они засверкали, зажили по-иному.

Только бы сохранить высокую ноту, взятую театром в спектакле "Гаяне". Я с гордостью думаю о том, что балетная музыка Хачатуряна такая же популярная и любимая, как творения русских классиков, не только приносит наслаждение, но и дает возможность постоянно "вычитывать" что-то ранее незамеченное, раскрывать новое. Не случайно Вилен Галстян отказывается клишировать авторитетные образцы, предлагает собственное видение драматургии. С чувством гордости я слушал отзывы авторитетных российских критиков, которые говорили, что наш спектакль звучит очень современно, и с первых же сцен развивается стремительно и напряженно. По их словам, в нем нет места декларативности, царит стихия пылкого южного темперамента, всепоглощающей любви, зрелищности. С чувством такта, точным ощущением стилистики спектакля танцуют и солисты, и весь кордебалет. Спектакль насыщен множеством нюансов, которые создают ощущение свежести, оживляют спектакль. Это всего лишь малая часть отзывов.

Под несмолкаемыми аплодисментами шел финальный акт балета - целая россыпь танцев. Рад, что был свидетелем триумфа наших артистов. В нашем плане - балет "Маскарад", который составит триптих балетов гениального Хачатуряна...

Наталия ГОМЦЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image