«Арцах» Макара Бархударянца
«Арцах» — книга священнослужителя и историка Макара Бархударянца. Она представляет собой важный документ, объективно представляющий прошлое этого края. Рассказываем, каким был жизненный путь епископа и какое творческое наследие он оставил после себя.
Епископ Макар Бархударянц родился в арцахском селе Хнацах в 1834 году. После окончания школы он стал послушником в армянском монастыре Св. Макова в Иерусалиме. В 1896 году стал главным ключарем Первопрестольного Св. Эчмиадзина, а затем членом Синода в Св. Эчмиадзине. Он занимал этот пост до 1904 года. Умер Бархударянц через два года после того, как сложил с себя полномочия. Он похоронен на монастырском кладбище Св. Эчмиадзина.
Помимо церковной службы, которой епископ посвятил всю свою жизнь, Бархударянц занимался педагогическим, научным и литературным трудом, оставил после себя значительное творческое и интеллектуальное наследие. Он много путешествовал, собирал старые записи и фольклор, потому что считал важным сохранение культурного и исторического наследия.
Он ездил в Арцах, исторические области Утик и Пайтакаран, изучал историю и древние рукописи, описывал населенные пункты и архитектурные памятники этих мест. Именно эти интересы и впечатления от поездок лежат в основе его книг, окрашенных национальным колоритом: «Мирза и Анна», «Назидательные басни», «Доступные проповеди армянам-мирянам», «Тайны Карабаха», «Арцах», «Албанская страна и её соседи».
Одна из самых известных книг Бархударянца — «Арцах». Она была издана в 1895 году в Баку. В этой книге автор подробно описывает природные и исторические памятники Арцаха, а также этнографию области. Так, Бархударянц рассказывает о провинциях Арцаха, о всех деревнях и их жителях. Свое повествование он начинает так:
«Столь беспечны и равнодушны мы, что не знаем даже, какие древности, оставленные нам в наследие предками, имеются на нашей родине, не знаем, какая память об исторических древностях скрывается в окружающих нас горах, ущельях и лесах, не знаем, какие надписи, освещающие темные места нашей национальной истории, сохранились на стенах разрушенных ныне монастырей и церквей, часовен и пустынь, на хачкарах и плитах надгробных, в памятных записях пергаментных рукописей. Пользу от нашего равнодушия извлекают чужаки».
Епископ, тщательно исследовавший свою родину, настаивает на том, что равнодушие современных ему властей и состоятельных граждан приводит к потере исторических ценностей, которые разрушает время. Особенно когда за их сохранностью никто не следит.
В конце XIX века в связи с социально-политическими событиями из Арцаха в районы Шеки и Ширвана эмигрировало более десяти тысяч армян, основавших около ста населенных пунктов. Спустя сто лет Бархударянц, осматривая районы Хачена, Дизака и Варданакерта говорит: «Куда делись эти армянские жители? Часть из них в 1798–1799 годах стали пищей голоду и чуме, часть оказались в плену в Персии, часть перешла в Турецкую Армению, часть — в Персию, часть — в Шаки и Ширван, а другая часть — в Кахетию, Грузию, часть — в Баку, Кубу, Дарбанд и в Россию». Он с болью говорит о вынужденной миграции армян из родных мест.
Книга Бархударянца была написана в конце XIX века, без присущих советской историографии искажений истории, потому она имеет особо важное значение. К тому же, некоторые из описываемых им памятников находятся за пределами Армении, и, вероятно, не существуют. Его книги — важный исторический источник и прекрасный путеводитель по духовным ценностям нашей родины.
Подготовила Диана Шаграманян
Источники:
Бархударянц М. Арцах. пер. с армянского Нельсона Алексаняна. Подготовили Белла Григорян и Ваге Григорян. Санкт-Петербург. Наука, 2009.
Мхитарян Г. Армяне в этноландшафте Восточного Закавказья во второй половине XVIII века. История, археология и этнография Кавказа. т. 18. № 1. 2022. с. 26-38.
Добавить комментарий