«Ее уверенность и энергетика взрывали весь зал»: Арев Багдасарян — армянская певица и исполнительница этнических танцев

4 июля, 2023 - 13:36

Арев Багдасарян — народная артистка Армянской ССР, исполнительница песен и танцев народов мира. У Арев было более 70 песен и плясок, и почти половина из них были на армянском языке. Армянский музей Москвы рассказывает об известной артистке, покорившей весь мир своими необычными этническими концертами.

Арев родилась 12 апреля 1913 года в Шуши. Отец — варпет [арм. «мастер». — Прим. ред.] Григор — был резчиком по дереву. В будущем она тоже получила титул “варпет”, так как Арев была настоящим мастером своего дела, неповторимой и одаренной артисткой. Ее мать — Сирануш — была домохозяйкой. «Дочь родилась такой светловолосой и белокожей, что, казалось, все озарила вокруг, как солнце, а потому и назвали ее Арев [арм. «солнце». — Прим. ред.]», — говорила мама девочки.

Когда Арев было три месяца, ее семья переехала в Баку. Там она окончила Азербайджанский государственный экономический университет. Но уже тогда девушка понимала, что не хочет связывать свою жизнь с экономикой.

Еще в детстве Арев Багдасарян любила устраивать концерты для друзей. Но развивать свой талант ее побудил дядя Ашур Ашхуж. «В тебе что-то есть, малышка. Твоя необыкновенная музыкальность непременно возвысит тебя», — говорил он.

«Я с Арев был знаком еще в Баку. Мои родители обожали ее и часто приглашали к нам домой. Потом судьба свела меня с ней в Ереване, мы были соседями. Несмотря на то, что она уже была в определенном возрасте, ее очарование с годами только увеличивалось. Она шикарно играла в нарды, разговаривала громко и много смеялась. Она любила все народы и была удивительной женщиной. Несмотря на свой мужественный характер и стойкость, в ней все равно была глубокая нежность ко всем окружающим», — вспоминает друг Арев, Александр Григорян.

После учебы в Экономическом университете Арев стала солисткой Государственного ансамбля Азербайджана. В 1936 году Багдасарян заняла первое место в олимпиаде в Ростове-на-Дону как танцовщица. А через два года девушка выступает в Москве, где ее замечает поэт Аветик Исаакян.

«Хочу вам предсказать: вы станете великой артисткой, и ваше имя, подобно солнцу, засияет на небосклоне армянской песни. Приезжайте в Армению, мы с радостью вас встретим, и на родине ваш талант засияет новыми гранями!», — говорил ей поэт.

Арев получает профессиональное образование в Бакинском хореографическом училище и в 1941 году переезжает в Ереван. Она попадает в ансамбль Гургена Мирзояна, выступает в филармонии и с джаз-оркестром Артемия Айвазяна, ездит на гастроли в республики СССР, в страны Америки, Европы и Азии, включая Пакистан, Мьянму, Вьетнам и Индонезию.

«Первой страной, куда Арев поехала на гастроли был Китай. У нее была исключительная работоспособность, и она быстро схватывала песни и танцы других народов. Номер настолько понравился зрителям, что Министерство культуры Китая подарило Арев китайский костюм. В дальнейшем она много лет пропагандировала китайское искусство в Советском союзе и за ее пределами», — вспоминает сын артистки Карен Авакян. Он добавляет: «Во время выступления во Вьетнаме Арев настолько понравилась зрителям, что они записали ее армянские песни и слушали по радио».

Тогда же Арев Багдасарян решила, что в своем творчестве будет совмещать танцы, песни и этнические мотивы. Она пела на многих языках и ставила уникальные номера для разных стран. Арев также много репетировала с переводчиками, чтобы научиться правильно и без акцента произносить все слова.

Карен вспоминает: «Когда Арев Багдасарян выступала в зарубежных странах, она так артистично выходила на сцену, что все начинали хлопать, хоть и не знали, что будет дальше. А в 1964 году президенту Индонезии настолько понравился номер Арев с песней “Весь мир я обошла”, что он вышел на сцену и начал танцевать с ней».

Артистка также выступала для солдат во время Великой Отечественной войны. У нее была импровизированная сцена, а в качестве освещения были использованы автомобильные фары и карманные фонарики.

В это же время Багдасарян познакомилась со своим будущим мужем. Организацией военных мероприятий занимался майор Каро Авакян, окончивший театральное училище в Батуми. В 1946 году Арев и Каро поженились, а через год, 13 марта 1947 года, у них родился Карен.

В 1948 году певица создала свой первый ансамбль народных инструментов. «Арев очень не любила хмурых людей. Перед выступлениями, если она замечала, что кто-то без настроения, сурово спрашивала: „У тебя нет настроения, что ли?”. Так было даже у нас дома перед ее концертами. Когда мама замечала, что у меня не было настроения, я начинал подпевать и танцевать, чтобы показать ей, что все у меня хорошо», — говорил ее сын, Карен Авакян.

В 1951 году Арев выступила на вечере в московском театре «Эрмитаж», организованном по инициативе Иосифа Сталина, и приняла участие в съемках первого телевизионного концерта. А в 1957 году певица получила звание заслуженной артистки Армянской ССР.

Эскизы платьев Арев Багдасарян создавали лучшие этнографы и дизайнеры того времени. Во время выступлений она надевала друг на друга сразу несколько костюмов, чтобы успеть снять верхний слой и перейти к следующему номеру.

«Я видела ее выступление в Опере Еревана, и это было потрясающе. Ее уверенность и энергетика взрывали весь зал. Женщины все ей завидовали, а мужчины преклонялись перед ее красотой», — вспоминает в разговоре с Армянским музеем Москвы внучка Арев, Карина Авакян. «Мы Арев называли не бабушкой, а Арев-мамой, потому что это была прекрасная светлая женщина, которая никак в бабушки не годилась. До конца своих дней она ходила на каблуках, была очень статная и уверенная в себе женщина. Бабушка всегда видела новые возможности и упорно двигалась вперед, поэтому она мне часто говорила: „Только к верху”. Я стараюсь всегда придерживаться ее правила», — добавляет Карина.

В 1983 году певица создала еще один ансамбль — «Дружба». «Она всячески пыталась передать свое искусство молодежи, но, к сожалению, не было такого, чтобы одна ее ученица и пела, и танцевала. О существовании ансамбля сейчас знают очень немногие, хоть и он назван в честь нее», — утверждал Карен. Карина Авакян подтверждает: «Она ко всем была требовательная. И в ее присутствии все вели себя подобающим образом. Никому не хотелось ее расстраивать».

Часто Арев Багдасарян исполняла карабахские песни. Самой популярной была «Нахшун Баджи» [арм. «Красивая сестричка». — Прим. ред.]. Номер так нравился зрителям, что художники Арпеник Налбандян и Тереза Мирзоян из Союза художников Армении создали портрет Арев в образе «Нахшун Баджи», который стал визитной карточкой певицы. В Национальной галерее Армении также представлена бронзовая скульптура Багдасарян.

В 1994 году в Ереване Арев Багдасарян скончалась. Ей был 81 год. Артистку похоронили в костюме «Нахшун Баджи». За два года до своей смерти Багдасарян ездила на гастроли в США: «Вы только представьте, насколько эта женщина любила свою работу и наслаждалась жизнью!», — говорил Карен.

Арев Багдасарян. Исполняя песню «Зангезур». Фото: из личного архива Карена Авакяна / mecenat-and-world.ru

Внук артистки Нарек Авакян не успел застать бабушку: «Я был очень маленький, когда Арев Багдасарян покинула этот мир, однако я помню ее очень хорошо. Выступления вживую я не успел посмотреть, но дома было много кассет с ее концертами, и они хорошо сохранились в моей памяти».

А внучка Карина Авакян вспоминает: «Она была дружелюбной и общительной со всеми. На гастролях обдаривали ее не только национальными костюмами, но и драгоценностями. Вот такая у меня была бабушка!»

Ирина Билян, студентка Российского университета дружбы народов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image