МИГРАН АГАДЖАНЯН: ЖИЗНЬ, РАСТВОРЕННАЯ В МУЗЫКЕ
На олимпе классической музыки России уже несколько лет сияет звезда певца, дирижера, оперного тенора, приглашенного солиста Мариинского театра Миграна Рафаэловича Агаджаняна. Этот талантливый и одаренный человек родился в 1992 году в Ростове-на-Дону. Получил классическое музыкальное образование – в 2016 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу фортепиано (класс Владимира Мищука) и по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Владимира Альтшулера).
Семья Миграна Агаджаняна тесно связана с искусством, ведь его мама Лусине Агаджанян и сейчас является солисткой Ростовского музыкального театра (а в детстве, в десятилетнем возрасте, была солисткой детского вокально-инструментального ансамбля «Аревик» при Гостелерадио Армении, вместе с коллективом неоднократно выступала на фестивалях и конкурсах в республиках СССР и за рубежом), а папа, отдавая дань уважения искусству, всячески ей помогает. Бабушка и дедушка Миграна по материнской линии – Ф.А. Саядян – архитектор, С.С. Оганесян – известная поэтесса, автор пяти поэтических сборников.
Благодаря знакомству с музыкальным театром Мигран мог общаться с талантливыми артистами и режиссерами, которые потом сыграют значительную роль в его жизни. В 7 лет мама привела его в музыкальную школу им. Ипполитова-Иванова к великолепному педагогу Татьяне Дмитриевне Николаенко. Начал свое восхождение к славе Мигран с детских лет, со сцены Ростовского государственного музыкального театра, где пел в хоре. На его сцене Мигран и дебютировал в возрасте шести лет в составе капеллы мальчиков в опере Бизе «Кармен». Режиссером-постановщиком этого спектакля был народный артист Белоруссии Владимир Экнадиосов, преподаватель Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, который позже стал наставником в его творческой жизни. В 9 лет, находясь в Ереване в гостях, Мигран познакомился с народным артистом Армении, главным режиссером Ереванского государственного академического театра оперы и балета Тиграном Левоняном. Мастер был поражен тем, как мальчик владел литературным армянским языком. Ведь не секрет, что многие армяне, живя подолгу в России, меняют свою речь, а со временем и вовсе забывают, и их дети, родившиеся уже здесь, растут без понимания значимости родного языка. Тигран Левонян после общения с Миграном включил его в число 12 знаменитых детей года.
Кстати, газета «Ноев Ковчег» еще в июне 2007 года писала про первые победы и выступления юного Миграна Агаджаняна. С тех пор прошло уже 16 лет – а сколь многого он сумел достигнуть!
С 2003 года последовала череда побед на международных фортепианных и певческих конкурсах: 1-я премия на конкурсе им. А. Скрябина (Париж), 2-я премия на конкурсе «Таланты XXI века» (Киев), 1-я премия на конкурсе пианистов в Пезаро (Италия), 1-я премия на панармянском фестивале «Единый народ – единая культура» (Ереван). Освоив вокальное искусство, в 2007 году удостоился федеральной премии «Юные дарования России» и стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Выступал с его оркестром в Кремле. В 2010 году прошел курс обучения в оперной студии при Национальной академии Santa Cecilia (Италия), где обучался у Ренаты Скотто. Финалист и обладатель приза зрительских симпатий на международном конкурсе вокалистов «Гран-при Санкт-Петербурга». В 2011 году выступал с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в рамках программы «Мир театра и музыки».
Мигран завоевал Гран-при на конкурсе «Романса трепетные звуки» в Санкт-Петербурге, а на Международном конкурсе молодых оперных певцов им. Флавиано Лабо в Пьяченце (Италия) вышел в финал со сверстниками из разных уголков планеты, параллельно осваивая курс обучения в оперной студии Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. Наставниками будущей звезды в то время были Рената Скотто и Джузеппе Саббатини. На сцене Мариинского театра Мигран Агаджанян дебютировал в 2012 году, исполнив партию Моралеса в опере «Кармен».
Уже через три года Агаджанян покорил международные высоты – выступил в полуфинале конкурса Operalia Пласидо Доминго (Лондон). Высокий трамплин помог практически сразу принять участие в молодежной программе Оперы Лос-Анджелеса. Его стажировка проходила в Метрополитен-опере и Лирической опере Чикаго. Почти два года, в сезоне 2016–2017 годов, он был солистом Большого театра Женевы.
В 2017 году Мигран исполнил партию Арриго на премьере оперы Верди «Сицилийская вечерня» в Мариинском театре. Именно с этого момента он регулярно выступает на петербургской сцене.
Помимо вокала, Мигран Агаджанян активно занимается дирижерской деятельностью. В 2012 году он организовал Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга, возглавив его в качестве художественного руководителя и главного дирижера, а в Мариинском театре он дирижировал в опере «Кармен» в 2021 году. После он дирижировал на мариинской сцене в операх «Риголетто», «Паяцы», «Мадам Баттерфляй», «Богема».
Мигран Агаджанян успешно занимается и композиторской деятельностью. Им написаны концерт для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, «Армянская баллада» для фортепиано с оркестром, фортепианный квартет, соната для скрипки и фортепиано, ряд фортепианных и вокальных сочинений.
Мигран Агаджанян обладает большим количеством наград и премий, является лауреатом многих конкурсов:
• лауреат XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург, 2019; III премия);
• лауреат XXVI Международного оперного конкурса Operalia (Лиссабон, 2018; II премия);
• лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров им. И.А. Мусина (Кострома, 2013; II премия);
• лауреат VIII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2011; I премия).
Он сотрудничал с такими дирижерами, как Борис Грузин, Павел Смелков, Александр Поляничко, Фабио Мастранджело, Паоло Арривабени, Джеймс Конлон, Джон Фиоре, Леонардо Гарсия Аларкон, Кристиан Кнапп, Дмитрий Юровский, Даниэле Рустиони, Пласидо Доминго и Валерий Гергиев.
За пультом Пермского театра оперы и балета на опере «Богема» Мигран дебютировал в январе прошлого года, а уже в феврале стал главным дирижером театра, кем и продолжает быть по сей день. В планах нового главного дирижера возрождение практики концертного исполнения опер: это позволит заполнить многочисленные репертуарные лакуны (не все «обязательные» названия оперного репертуара удастся поставить в полной сценической версии достаточно быстро). Труппу и оркестр будут готовить к тем произведениям, которые, возможно, войдут в репертуар позднее. Стать наравне с мэтрами дирижерского искусства Агаджаняну помогло глубокое внедрение в оперный контекст в качестве исполнителя. Его практика и навыки востребованы в разных уголках не только России, но и всего мира.
С 2021 года как дирижер Мигран ведет следующие спектакли в Мариинском театре: «Кармен» Жоржа Бизе, «Риголетто» Джузеппе Верди и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. В 2021-м также дебютировал в Национальном академическом театре оперы и балета им. Ал. Спендиаряна (Ереван), продирижировав оперой Джакомо Пуччини «Тоска». С сезона 2021/22 – главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Летом 2022-го выступил музыкальным руководителем премьерной постановки оперы Беллини «Норма». Ведет следующие спектакли: оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Cosi fan tutte/ Так поступают все женщины» Моцарта, «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского, балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Свадебка» Стравинского.
Сам себя Мигран считает музыкантом, который «растерял форму как пианист», зато остался певцом оперной сцены и дирижером. И хотя он одинаково смотрит на музыку в принципе, но понимает, что суть у профессий разная. Дирижеру подвластно собрать большое число людей в качестве оркестра, хора или солистов оперы и позволить взглянуть на привычный репертуар под другим углом зрения. Причем больше всего Миграну нравится, что его коллективы коллег и подчиненных оценивают новую идею или привносят в нее что-то свое. В своей работе он не стремится вести тоталитарный диктат, но идеи извне должны быть убедительны. Риск в таком подходе есть, но вместе с ответственностью артисты и музыканты вносят свою долю в исполнение нетленных шедевров мировой классики или новаторских произведений.
Не чужд Агаджаняну и артистизм, который позволяет каждый раз проживать на сцене другую жизнь. Каждая роль меняет исполнителя как человека. В качестве вокалиста оперной сцены Мигран считает необходимым вживаться в каждый образ, но не ставить на конвейер подготовку к каждой оперной роли. Как говорит сам Мигран, «в опере должно быть место спонтанности». В работе он придерживается принципа, что спектакль представляет собой живой процесс, во время которого певцы обмениваются энергией. А профессия дирижера состоит в умении чувствовать творческие ноты спектакля, а не в простом исполнении музыки и вокала.
Быть оперным дирижером Агаджаняну помогает личный опыт оперного певца – это дает знание специфики жанра, задач, стоящих перед певцом. Сам он для тонкого понимания нюансов своих персонажей всегда изучает язык оперы, чтобы текст арий имел смысл для самого исполнителя. Также, по мнению Миграна Агаджаняна, не должен искажать оперу и режиссер, чем сейчас грешат многие новаторы от оперного искусства. Мигран предпочитает не эпатировать зрителя, а заинтересовывать высоким искусством оперы с помощью новых приемов, сохраняя ее основу.
Убедиться в правильности такого подхода Миграну пришлось на своем собственном опыте, когда он в Мариинке исполнял роль в «Сицилийской вечерне» в постановке Арно Бернара. Там спектакль сохранял все свои классические грани, но определенные нововведения в постановке были. Такое же совпадение прошлого с настоящим случилось и в «Кармен». Постановщик – пианист по профессии, что сразу можно определить по его подходу к работе режиссера. Спектакль получился замечательным, поскольку сам режиссер способен чувствовать нюансы музыки и не идти ей наперекор. Получилось это произведение оригинально, интересно и в лучших традициях оперы.
Попадая в новые коллективы в качестве исполнителя или режиссера, Мигран Агаджанян стремится найти единомышленников в творчестве, а не коснеть в своих статусах. В Перми его просто покорили замечательные музыканты, которые при этом еще и умеют работать вместе. Премьеры и генеральные репетиции в театре теперь значат для Миграна Агаджаняна больше, чем возможность поехать за границу.
Ранее на вопрос журналистов, когда же он определится в творчестве и чему посвятит жизнь – оперному пению, фортепиано, дирижированию или композиции, – Мигран Агаджанян ответил:
«Я посвящу ее музыке»!
Мария Коледа
Добавить комментарий