ОТ ТИГРАНА ВЕЛИКОГО К ВАРЧАПЕТАМ И ПРЕЗИДЕНТАМ
«Времена не выбирают,
в них живут и умирают»
Александр Кушнер
Что ни говори, а роль личности в истории неоспорима. И вовсе не обязательно, чтобы это был царь, полководец, гениальный учёный или, на худой конец, вождь очередной революции. Выясняется, что практически любой человек на своём месте может сделать нечто такое, которое может хотя бы на миллиметр изменить жизнь других к лучшему, дав людям надежду на будущее.
В нашем случае такой личностью оказался обычный кинематографист, точнее продюсер. Он не вписывается в устоявшийся стереотип о продюсерах, как о шустрых дельцах, пилящих бюджетные деньги, выданные на производство фильма и пропускающих через постель будущих соискательниц на главные роли. Нет, это вполне скромный, образованный и интеллигентный ереванский молодой человек Тигран Манасян, сын известного продюсера Левона Манасяна.
Волею обстоятельств, оказавшийся в Москве Тигран, естественно, пошёл по стопам отца, с головой погрузившись в кино, хотя к этому времени закончил исторический факультет МГУ, что впоследствии стало толчком к созданию исторических фильмов. Не знаю, что сподвигло его замахнуться в наше абсолютно неуместное время для фильмов о великом прошлом Армении, возможно его собственное имя Тигран, обязывающее быть если не великим, то хотя бы, не мелким. Вот он и замахнулся. И не на что-то средненькое, а на цикл фильмов о величайших армянских царях, имевших смелость противостоять римским императорам и владыкам Парфии. В наше печальное время мелкотравчатых политиков, говорить о Тигране Великом по меньшей мере бестактно. Нас уже убедили, что мы нация преуспевающих торговцев и счастливых официантов, а тут Великая Армения. Но в том и дело, что фильмы Манасяна напоминают нам, что Армения была Великой не столько территориями, сколько мужеством и мудростью его правителей, духовностью и культурой народа.
До этого у Тиграна уже была солидная Фильмография, где он выступал в качестве актёра, сценариста, продюсера, но родилась идея создания цикла фильмов о великих советских маршалах армянского происхождения. С этой идеей к Тиграну Манасяну обратился к известный московский меценат и общественный деятель Артур Согомонян и тот не просто поддержал проект, но и принял в нём самое активное участие. Были сняты фильмы о маршалах – Бабаджаняне, Худякове (Арменак Ханферянц), Аганове (Сергей Оганян), адмирале Исакове (Ованес Тер-Исаакян). Кстати, в этих фильмах снялась внучка прославленного маршала Амазаспа Бабаджаняна дизайнер и писатель Юлия Маркос, она же сыграла роль царицы Египта Клеопатры в фильме «Артавазд Второй». Подарком для зрителей стал также прекрасный фильм о всенародном любимом композиторе Арно Бабаджаняне, снятый совместно с Первым российским каналом. Это не просто документальные фильмы, где кадры хроники сопровождает скучный дикторский текст, повествующие о жизни главного героя. Нет, создатели пошли другим путём, реконструируя прошедшие события игровыми эпизодами с участием актёров, что сразу превращает документальный фильм в почти художественный, основанный исключительно «на реальных фактах». Зрительский успех этого цикла, видимо, и придал продюсеру смелости замахнуться на гордость истории нашего народа – великих армянских царствах и их правителях. И вновь продюсерская судьба улыбнулась ему – новый проект поддержали предприниматель Ваге Акопян и его супруга Элизабет Петросян, ставшая вместе с Тиграном Манасяном сопродюсером фильма.
Так появился первый фильм из этого цикла – «Урарту. Забытое царство». Успех превзошел самые оптимистические ожидания. Фильм приобрели сразу множество стран. Выяснилось, что история Армении интересует не только самих армян. Как не вспомнить тут крылатую фразу: «Спасение утопающих дело рук самих утопающих», значит, нам самим и надо вылезать из пропасти, в которой оказались. Большую роль в успехе картины сыграл уже опробованный приём реконструкции событий. И тут стоит отметить неоценимый вклад режиссера всех вышеперечисленных картин Ваги Варданяна. Он оказался удачной продюсерской находкой всего проекта. Ведь главное в профессии продюсера не пресловутая постель, а точно подобранный творческий состав, который и воплотит идею в реальные кадры на экране. После «Урарту» начались параллельно съёмки сразу двух фильмов – «Тигран Великий. Между Западом и Востоком» (производство кинокомпании «Partner Film» и армянской телестудии «Para TV») и «Артавазд Второй» (производство кинокомпании «Partner Film» и того же предпринимателя и мецената Артура Согомоняна). На очереди в следующем году не менее ответственный фильм «Первое христианское государство». Участие во всех фильмах известных историков из разных стран, исследователей, археологов, публицистов, которые комментируют события, придаёт вес и достоверность фактам. Их имена и авторитет неоспоримы: академик Пиотровский, профессор Сорбоннского университета, крупнейший учёный и знаток эллинистической Армении Джусто Траин, доктора исторических наук Мкртыч Зардарян, Рубен Манасерян и др.
В фильмах, наряду с типажными актёрами, принимают участие и такие «звёзды» армянского кино как Микаэл Погосян, Александр Хачатрян, Жан Ншанян, Арман Навасардян, Рубен Мурадян и другие.
Продюсер Тигран Манасян согласился ответить на некоторые вопросы, касательно возникновения столь неожиданного проекта.
— Понимали ли вы, что данный проект в наши дни идёт вразрез с сегодняшним реальным положением Армении и в целом пессимистическими настроениями, царящими в обществе?
— Безусловно, понимали. Но мы на то и армяне, что должны перестать надеяться на других и взять нашу судьбу в собственные руки. Только так мы сможем вновь пойти по пути побед и процветания. Кроме того, обществу нужна надежда и ориентиры. Такими ориентирами безусловно являются наши великие правители – Тигран Великий и Артавазд Второй.
— Ваши взгляды на будущее нашей страны. Проект о Великой Армении — это оптимистический прогноз или реквием?
— Ни то, ни другое. Это попытка рассказать миру и самим себе нашу роль в истории человечества. Люди должны знать, какую лепту внес армянский народ в общую копилку человеческой цивилизации.
— Знаю, по образованию вы ещё и историк. Не подмывало влезть в кадр и самому лично прокомментировать происходящее на экране?
— Если честно, нет. У меня и без того немало забот по нашим картинам. Каждый должен заниматься своим делом. Участие на экране должны принимать авторитеты в данной теме, а я являюсь специалистом по ХХ веку, по международной политике и Армении. Моя кандидатская диссертация как раз на тему внешней политики Армении в период Левона Тер-Петросяна.
— Вопрос не совсем корректный: что для вас было главным в создании этого проекта – поднять порядком упавший моральный дух нашего народа или чисто коммерческий интерес?
— Основное – это, безусловно, борьба с мифами прошлого, которых в истории крайне много, а также ознакомление разных стран и народов с богатейшей историей армянского народа, которая имеет неразрывные связи с историей Рима и Персии, Запада и Востока в целом.
— И последнее, планы на будущее. Ведь после такой высокой планки, трудно будет удивить зрителя чем-то ещё.
— Думаю, что после этих проектов будет еще немало интересных тем, по крайней мере, у меня и нашей команды все расписано на 5 лет вперед. Поверьте, темы не менее интересные и интригующие. А одна из них будет связана с историей как Армении, так и Египта времен фараона Эхнатона и Нефертити.
— Спасибо и удачи всем проектам!
Армен Ватьян
Добавить комментарий