ВКЛЮЧАЯ ПИАНИНО С АВТОГРАФОМ, НАЦАРАПАННЫМ ГВОЗДЕМ

19 августа, 2014 - 19:11

Дом-музей Арама Хачатуряна давно стал любимым местом посещения не только армянских, но и зарубежных почитателей таланта выдающегося композитора. Богатейший фонд музея представляет Арама Хачатуряна не только как великого композитора, дирижера, педагога, общественного деятеля, но и обыкновенного человека.

- ПОСЛЕ СМЕРТИ КОМПОЗИТОРА ИЗ МНОГИХ СТРАН В МУЗЕЙ НАЧАЛИ поступать будущие экспонаты – ценные реликвии, связанные с жизнью и творческой деятельностью композитора, пополняя уже существующий фонд, который начал формироваться еще до основания музея, - рассказывает главный хранитель фонда музея Анаит ШАГМАНЯН. - Сейчас эти материалы составляют цифру, превышающую семь тысяч экспонатов. Среди них – письма Арама Ильича на русском и армянском языках, ноты с автографом, нотные издания, которые составляют первые издания его произведений с дарственными надписями, скульптурные работы, дружеские шаржи, видеозаписи, фильмы, посвященные ему, программы, буклеты, афиши авторских концертов и балетных спектаклей, реквизиты и эскизы к ним, юбилейные адреса, дипломы, свидетельства о званиях и премиях, книги, статьи, личные вещи, документы композитора.

В фондах много материалов, рассказывающих о тесной связи Арама Ильича с армянской диаспорой. Один из самых ценных материалов, полученных нeдaвно, – редкая звукозапись: "Песня о Ереване" и "Танец с саблями" звучат в исполнении автора.

Каждый из этих экспонатов, безусловно, несет в себе большую информацию. Среди материалов есть множество фотографий. По словам Шагманян, композитор очень любил фотографироваться и придавал своим фотографиям большое значение. Каждая из них, по его словам, отражает один миг его жизни, в том числе творческой. Композитор запечатлен на семейных фотографиях, среди которых есть и такие, на которых с трудом можно узнать его в детстве. В разных странах композитор встречался не только со своими почитателями, но и с государственными, политическими, общественными деятелями, представителями мира культуры. Многие из этих встреч зафиксированы на фотографиях.

- Когда в 1963 году, - продолжает хранительница музейного фонда, - Арам Ильич находился в Италии, ему (единственному представителю Советского Союза) было предоставлено право не только встретиться с римским Папой, но и беседовать с ним. Кстати, благодаря содействию Хачатуряна труппа Миланского оперного театра "Ла Скала" впервые приехала на гастроли в Москву.

Кроме фотографий, афиш, буклетов в фонде хранятся книги, посвященные Хачатуряну, исследования его жизни и творчества, записи произведений Арама Ильича, сделанные не только в России, но и в зарубежных странах. Они звучали в исполнении разных симфонических оркестров под его руководством. Кстати, Хачатурян дирижировал только своими произведениями: он хотел, чтобы оркестранты передавали музыкальные интонации так, как ощущал их он сам.

МНОГО ИНФОРМАЦИИ О КОМПОЗИТОРЕ ПЕРЕДАЮТ ЕГО ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ, начиная от очков и кончая костюмами, которые были подарены музею его сыном – Кареном Хачатуряном. Каждый год музей получает новые материалы. Живы еще люди, с которыми встречался и общался Хачатурян, есть его последователи, у которых хранятся какие-то памятные предметы, связанные с композитором, например, программки с автографом, имеющие большую ценность, личные письма. Так, в прошлом году в связи со 110-летием Хачатуряна во время открытия Международного конкурса имени Хачатуряна в Ереване Павел Коган подарил музею письмо композитора, адресованное его родителям – Леониду Когану и Елизавете Гилельс. В нем Хачатурян благодарит своих коллег и друзей за поздравления с днем рождения, а заодно поздравляет с рождением в этот же день их сына – Павла.

Ценные письма были переданы музею и музыковедом Арменом Будагяном – письма, написанные Хачатуряном в 1944-45 гг. Музей собрал большое количество писем и издал трехтомник. И сейчас музей продолжает их собирать. В фонде имеется также большое количество поздравительных адресов. Они от представителей милиции, рабочих коллективов, разных ПТУ, военных учреждений, солдат, людей различных социальных уровней, которые восхищались музыкой Арама Хачатуряна. А о ценности его рукописей и говорить не приходится.

- В 1977 году, - продолжает Шагманян, - Хачатурян в последний раз посетил Англию, дал авторский концерт. После выступления к нему подошел директор одного из сиротских домов и поздравил с успехом. Они разговорились, и Хачатурян с благотворительной целью подарил гостю одну из своих рукописей с просьбой нигде не упоминать его имени. Рукопись была продана на аукционе за 10 тысяч фунтов стерлингов, которые пошли на нужды детей-сирот, а на следующий день, несмотря на просьбу Хачатуряна, все газеты опубликовали статьи о благородном поступке композитора.

О ценности рукописей Арама Хачатуряна свидетельствует и то, что недавно по решению ЮНЕСКО они были внесены в международный реестр всемирного документального наследия "Память мира" ООН. Конечно, войти в этот реестр было не просто и этому предшествовала трехлетняя кропотливая работа Дома-музея Хачатуряна, Министерства культуры и МИДа РА. Это 15 нотных рукописей и музыка к кинофильмам Арама Ильича, которые хранятся в Доме-музее композитора, а также несколько документов, предоставленных его сыном Кареном.

Кстати, среди рукописей – Скрипичный концерт, на котором рукой Давида Ойстраха, которому был посвящен этот концерт, сделано несколько пометок. По словам Ойстраха, именно это произведение Хачатуряна сделало исполнителя известным во всем мире.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ДРУГИХ САМЫХ ЦЕННЫХ ЭКСПОНАТАХ МУЗЕЯ, то это, безусловно, рояль на котором Хачатурян сочинял и играл. А также монография Г.Шнеерсона "Арам Хачатурян. Жизнь и творчество".

Очень интересную историю имеет один из экспонатов. Речь идет о пианино, подаренном Дому-музею Тиграном Мостиджяном из Сан-Паулу. Когда композитор гастролировал по Южной Америке, страстный поклонник его творчества Мостиджян устроил в честь Арама Хачатуряна прием в своем доме. Он специально купил пианино, чтобы композитор коснулся его клавиш. После того, как Хачатурян сыграл отрывки из своих сочинений, совершенно неожиданно хозяин дома дал ему гвоздь с просьбой нацарапать свой автограф на крышке пианино. Хачатуряна пришлось уговаривать, и все-таки подпись была поставлена. Сегодня это пианино занимает свое скромное место в музее.

С Арамом Хачатуряном связано очень много интересных историй, о которых также рассказала нам хранительница музея. "Будучи в Италии, композитор посетил Венецианский оперный театр "Ла Фениче". Спектакль уже начался, когда Арам Ильич незаметно вошел в зал. Директор театра тут же дал знать об этом дирижеру. Тот сразу остановил спектакль и громогласно заявил, что в зале присутствует великий композитор и в его честь сыграл итальянский приветственный марш. Зрители бурно выразили свой восторг. На следующий день итальянские газеты писали, что такого случая не было не только в истории итальянской, но и мировой оперы.

И еще один случай. После трехмесячных гастролей в США Арама Хачатуряна провожали из Нью-Йоркского аэропорта не только официальные лица, представители армянской диаспоры, но и многочисленная армия поклонников его таланта. С большим трудом к нему пробрался китаец, опустился на колени перед композитором и поцеловал руку. У Хачатуряна навернулись слезы. Американец, рассказавший эту историю, был ее очевидцем. Все это настолько его поразило и растрогало, что он захотел непременно приехать в Армению. Спустя годы, ему удалось осуществить свое желание и, конечно, он прежде всего посетил в Ереване музей великого композитора...

Елена ГАЛОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image