Возненавидел свои глаза: настоятель Дадиванка о служeнии и испытанном в Степанакерте шоке

21 ноября, 2023 - 14:03

Отец Дереник провел в монастыре Дадиванк в качестве настоятеля 14 месяцев. Возносил молитвы, проводил службы, несмотря на отсутствие паствы. А затем ему пришлось отправиться в самый тяжелый в своей жизни путь. В беседе с нами священнослужитель поделился сокровенным.

Армянский монастырь Дадиванк после 44-дневной войны перешел под контроль Азербайджана. Вплоть до азербайджанской агрессии 19 сентября 2023 года, в результате которой практически все армянское население Нагорного Карабаха покинуло родину, монастырь охраняли российские миротворцы, а армянские священнослужители сменялись по ротации каждые шесть месяцев. Однако в силу определенных обстоятельств последний настоятель Дадиванка иеромонах Дереник Саакян задержался на целых 14 месяцев.

Он находился там во время блокады, одним из первых узнал о нападении Азербайджана и в числе последних покинул Нагорный Карабах 1 октября.

18 сентября отец Дереник и другие священнослужители грелись у печки, которую им привезли миротворцы. Внезапно раздался грохот, за которым он сразу распознал "глас войны". Выбежал на улицу и убедился – началось.

Священнослужитель признается, что нападение не было для него неожиданным; чего-то такого он ожидал каждый день, но без тени беспокойства или страха.

Монастырь был окружен врагами. Перед въездом была установлена табличка STOP. Выходя на прогулку, отец Дереник старался не доходить до злополучного знака.

"Было больно осознавать, что меня ограничивают на моей же родине. На нашей земле нас не должны останавливать, у нас не должно было быть этих ограничений", – сказал он.

Назначение в Дадиванк отец Дереник воспринял как благословение. Считал защиту монастыря своей миссией и был счастлив, вопреки каждодневной опасности.

Он с дьяконами высадил на монастырском участке овощи, ухаживал за ним, иногда ужинал с миротворцами. Несмотря на отсутствие прихожан, службы проводились регулярно, как и во всех армянских церквях.

"У дверей церкви, которые мы никогда не закрывали, всегда сидел мой верный друг – пес Севук. Он слушал молебны, а потом провожал нас. Я привязался к нему, а он ко мне и расставание было очень сложным", - рассказал отец Дереник.

Забрать собаку священник не смог – тот решил остаться и защищать монастырь. Иеромонах остаться не мог и знал, что отправится в самое тягостное путешествие в своей жизни.

1 октября Саакян вместе с двумя дьяконами проснулись очень рано. Бесконечно любовались Дадиванком, пытаясь запечатлеть в памяти малейшие детали. Всем им казалось, что окутанный туманом монастырь тоже грустит и не хочет расставаться.

"Было впечатление, что храм понимает – завтра в его стенах не вознесется армянская молитва".

Казалось, хуже уже не будет, но по-настоящему шокировал Степанакерт - некогда чистенький и уютный, а теперь превратившийся в заваленную мусором свалку.

Обезлюдевший и неузнаваемый, но до боли любимый город, единственными обитателями которого стали бездомные животные. Эту картину отец Дереник не забудет до конца своих дней.

"Я возненавидел свои глаза за то, что они увидели Арцах без армян. Дома, в которых я был гостем, где была радость и смех, остались без хозяев. Красивые улицы, утопающие в цветах, были завалены мусором. Смотришь на это и понимаешь – в 21 веке, якобы просвещенном, можно погрузиться в кромешную тьму", – сказал он.

На вопрос о том, вернется ли он в монастырь, если такое предложение поступит, священнослужитель отвечает, что не хочет гадать и попусту надеяться. Говорит, дела для него важнее слов, и каждый человек в нужный момент должен показать, на что способен - и способен ли вообще.

После небольшой паузы добавляет: "Верю, что в армянских церквях Нагорного Карабаха вновь прозвучит молитва”.

"Мы ничего чужого не хотим, мы хотим сохранить свое. Если монастырь принадлежит им, где они были до 90-х, почему церковь превратили в конюшню?" – вопрошает священник.

Для армян Дадиванк - ценность, а для противника - политический козырь, заключает он.

Дадиванк - один из древнейших христианских монастырей Армянской Апостольской церкви. Он расположен на территории Карвачарского района (Кельбаджар), который в соответствии с трехсторонним заявлением перешел под контроль Азербайджана в ноябре 2020 года. После войны 2020 года и сейчас его охраняют российские миротворцы.

Ранее председатель госкомитета по работе с религиозными организациями Азербайджана Мубариза Гурбанлы заявил, что "армяне не имеют никакого отношения к этому монастырю", поскольку "он относится к эпохе Кавказской Албании, и управление им рано или поздно будет осуществляться албано-удинской религиозной общиной". Армянская апостольская церковь посчитала неприемлемым такие заявления, отметив, что монастырь изначально был армянским и не имел никакого отношения к Албанской церкви, тем более к новоявленной албано-удинской религиозной общине.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image