Васпураканская миниатюра

12 августа, 2024 - 13:37

Васпураканская школа существенно отличается от других рукописных школ. Это прослеживается не только в использовании других материалов и технике, но и в художественном языке. Как именно проявляются эти особенности? Какие характерные черты васпураканской миниатюры можно выделить? Рассказываем в нашем материале.

Васпуракан — одна из крупнейших областей древней и средневековой Армении, сыгравшая значительную роль в её культурной жизни. В первую очередь, это школа рукописной миниатюры, которая отличается от любой другой на территории страны.

Первые миниатюры рукописной школы в Васпуракане начали возникать ещё в X веке, но эти работы практически не сохранились. Основным периодом деятельности школы принято считать XIII–XVIII века. Васпураканская школа отличается от других школ своим сформировавшимся художественным стилем, для которого характерны простота, цветовая контрастность и иной способ заполнения рукописей.

Этой школе принадлежит один из первых иллюстрированных манускриптов армянской средневековой миниатюры — Евангелие Млке. Манускрипт был написан во второй половине IX века для князя из рода Арцруни: рукопись была принесена в дар монастырю Вараг царём Гагиком и царицей Млке. Миниатюры Евангелия Млке отражают пластичность форм и пространственную глубину, характерную для работ васпураканских мастеров.

Отличительная черта васпураканского стиля — отсутствие цветового фона. Золото в армянской миниатюре пришло из Византии: киликийская школа переняла от неё использование фона и сусального золота, а также детализированные образы. В васпураканской же миниатюре работали на пустом фоне и не использовали золото, так как центры не имели возможности приобретать его для рукописей. Следует отметить, что школа была изолирована от всех остальных, благодаря чему сохранила свои традиции.

Структура армянской средневековой рукописи складывалась следующим образом: первые страницы отводились Посланию Евсевия и Канонам согласия — хоранам. Они украшались узорами. Далее следовала тетрадь лицевых миниатюр, состав которых менялся в зависимости от времени и места создания рукописи. Как правило, присутствуют сюжеты Благовещения, Рождества, Крещения, Распятия, Преображения и другие. После них следует текст евангелий, перед каждым из которых имеется изображение Евангелиста. В более поздних миниатюрах появляются специально украшенные заглавные буквы, виньетки и изображения на полях текста. В иллюстрированных рукописях Васпуракана миниатюры находятся в самом начале, а после Евангельских сцен идут хораны.

На страницах манускрипта содержатся краткие пояснения, ставшие неотъемлемой частью васпураканской миниатюры. Они располагаются внутри самой композиции сюжета. Такие пояснения связаны с трактовкой живописной сцены и действующих лиц. В других армянских школах это не так распространено и не является обязательным для миниатюры.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image