Нет пророка в своем Отечестве
Изуродован монумент легендарным игрокам «Арарата», продан стадион «Спартак»
О памятнике блистательной футбольной команде «Арарат», которая в 1973 году одновременно стала чемпионом Советского Союза, завоевала Кубок СССР и кучу специальных призов, ереванцы мечтали давно. Но, как мы знаем, мечтать не вредно, и за осуществление мечты никто не брался.
В советское время высокие чины считали такой мемориал футболистам излишеством, а в независимые годы бюджет республики был скуден, деньжата водились только у нуворишей, которым было не до искусства или спорта, их утехой было чревоугодие.
Шли годы, главой Национального олимпийского комитета РА стал богатей и бывший спортсмен Гагик Царукян. Он симпатизировал легендарным араратовцам, те не преминули этим воспользоваться и в октябре 2013 года, в ходе празднования 40-летия своей победы в двух главных турнирах СССР, на встрече с Гагиком Царукяном подняли вопрос о необходимости создания такого памятника.
Президент НОК на их просьбу отреагировал мгновенно: объявил конкурс на лучший проект памятника «Арарату-73», заявив, что финансирование проекта берет на себя, а место его установки и выбор лучшего проекта – это привилегия золотых араратовцев.
Место установки определили быстро и единогласно – на площади перед Республиканским стадионом. Но против этого выступил тогдашний печально известный глава Федерации футбола Армении Р. Айрапетян, и араратовцы дислокацию памятника после непродолжительных споров решили перенести на западный участок стадиона «Раздан», прилегающий к Цицернакабердскому шоссе. Совет старейшин Еревана на своем внеочередном заседании этот выбор одобрил.
В конкурсе приняли участие десятки скульпторов, были представлены порядка сорока проектов. Царукян склонялся к работе популярного в последние годы Владимира Анташяна (автор скульптурной группы из четырех героев кинофильма «Мужчины» и памятника армянским дудукистам трех поколений – Ваче Овсепяну, Дживану Гаспаряну и Левону Мадояну), но араратовцы ее забраковали, им не понравилось, что они изображены танцующими кочари с мячом.
Отмечу, что легендарные футболисты чуть ли не каждую неделю собирались в кабинете у Царукяна, где присутствовал и генеральный секретарь НОК Грачья Ростомян, который записывал все пожелания араратовцев.
Наконец проект был выбран, автором композиции оказался тогдашний главный архитектор Еревана Тигран Барсегян, а группой скульпторов руководил Армен Самвелян.
10 октября 2016 года, в день, когда 43 года назад араратовцы в финальном матче со счетом 2:1 одолел киевское «Динамо», скульптурная группа «Арарат-73» была установлена.
На торжественной церемонии присутствовали мэр армянской столицы Тарон Маргарян, Гагик Царукян, Грачья Ростомян и легендарные футболисты, среди которых были специально прилетевшие на открытие из США Левон Иштоян, Сергей Бондаренко и Армен Саркисян, из Львова – Аркадий Арутюнян, из Москвы – Назар Петросян. Честь открытия скульптурной группы была предоставлена ветеранам футбола – игрокам «Арарата».
Торжества продолжились в ресторане «Фараон», где Аркадий Андриасян в знак благодарности подарил Гагику Царукяну свою золотую медаль чемпиона СССР 1973 года.
Не прошло и трех лет с того памятного дня, как у памятника с крышки Кубка СССР неизвестными была варварски выдернута медная фигурка футболиста с мячом. По этому поводу на одном из телеканалов легендарный Аркадий Андриасян с прискорбием заметил: «У памятника отломили и утащили одну из его деталей, и это никого не волнует. Безразличие – это страшный порок, паралич души».
Еще через полгода вслед за фигуркой футболиста вандалы с постамента величественного памятника утащили и медные изваяния четырех руководителей «Арарата-73» – Никиты Павловича Симоняна, Роберта Амаяковича Цагикяна, Арутюна Левоновича Кегеяна и Оника (Ованеса) Акоповича Абрамяна.
Оказалось, что такому осквернению подверглись и другие памятники и монументы Еревана, где был хоть какой-то намек на рентабельную бронзу.
Похитителей доблестная полиция и следственные органы, разумеется, не нашли, а возможно, и не искали. Они раболепно усекли предложение своего босса, так называемого премьер-министра Пашиняна: не оставлять решительно никаких шансов прошлому, руководствоваться исключительно экономическими интересами – без всякой национальной цели и исторической памяти, потеряв связь со своими историческими и национальными корнями, стать манкуртами и без оглядки повиноваться каждому приказу хозяина. То есть забыть наших дедов, которых подверглись геноциду, нашу историческую гору Арарат, которую босс предложил убрать с государственного герба Армении, назвать древний город-крепость Шуши азербайджанским... Он заговорился до того, что опять же в парламенте, рассуждая о модели патриотизма армян, сказал, что для него проблемой является то, что армяне не выражают любовь к горе Арагац, ссылаясь на свою любовь к Арарату.
Более четырех лет прошло, как осиротел без своих наставников величественный памятник «Арарату-73». Сегодня он находится в запущенном состоянии, постамент и все вокруг него заросло сорняком и пожухлой травой. Властные структуры восстанавливать его не собираются – ни правительство Армении, ни мэрия Еревана, ни НОК во главе с Гагиком Царукяном – меценатом памятника, ни даже Федерация футбола, «где упрямая ложь грубо правит свой бал», где, увлеченные меркантильными интересами, властвуют пашиняновские мальчиши-плохиши. Они недавно даже 50-летний юбилей ошеломляющего успеха «Арарата» 1973 года умудрились обойти стороной.
Торжества по этому восхитительному поводу взял на себя изумительный благотворитель и предприниматель, владелец знаменитого ереванского футбольного клуба «Пюник» Артур Аршамович Согомонян, с которым у нынешней несуразной федерации, несмотря на летнюю жару, продолжается «зимняя стужа с метелью». Согомонян пригласил из Еревана в Москву всех золотых араратовцев с женами, поселив их в шикарной гостинице. На следующий день в ресторане они во главе с Никитой Павловичем Симоняном по телемосту с Лос-Анджелесом долго и тепло общались с Левоном Иштояном и Арменом Саркисяном...
Артур Аршамович, как неугомонный благодетель, инициативу проявил и в вопросе восстановления памятника «Арарату-73», предложив всем своим состоятельным коллегам по футбольному цеху (и не только) общими усилиями отреставрировать монумент, 50% расходов взваливая на себя. На его призыв до сих пор никто не откликнулся.
Как тут не вспомнить слова великого Александра Манташева: «Армянские купцы! Многострадальная Армения – вот пристанище вашей славы, вашего бессмертия. Вот тот дом Божий, где добрая память о вас во всем своем блеске будет сохранена перед Богом и человечеством. В иных же музеях вас ждут презрение и забвение...»
В январе 2024 года по нашей футбольной памяти был нанесен еще один коварный удар ниже пояса. Стало известно, что расположенный в самом центре Еревана старейший спортивный комплекс «Спартак» продан ООО «Эко Петролу» всего за 5 млрд драмов (даже ниже кадастровой стоимости, равной 6 млрд драмов) и на его месте будет построен жилой квартал. Официально спорткомплекс на льготных условиях приобрел Сергей Ованнисян – сын собственника компании «Стандарт Петрол», гражданина Российской Федерации Арсена Ованнисяна.
Помимо стадиона «Спартак», который занимает площадь 2 гектара, в покупку вошли спортзал (10.844 м2), административное здание (836 м2), зал для занятий тяжелой атлетикой и боксом (539?м2), зал для занятий фехтованием (275 м2), еще одно административное здание (1701?м2), легкоатлетический манеж (1509?м2), другие строения.
Стадион «Спартак» начал создаваться в первые годы советской власти. Вначале было футбольное поле, потом скамейки вокруг него, в 1930-х вместо них появилась трибуна, которая на всех играх была заполнена любителями футбола. На этом поле до 1935 года, когда был сооружен стадион «Динамо» (нынешний Республиканский), проходили все футбольные матчи ереванских команд, в том числе и матчи всесоюзных соревнований и даже два международных с командой Рабочего союза Германии «Роте Шпорттейнхайт».
Футбольное поле «Спартака» взрастило не одно поколении мастеров кожаного мяча Армении. Не простаивал он даже в суровые 1990-е годы, на нем тренировались знаменитые ереванские команды – «Арарат» под руководством легендарного Аркадия Андриасяна и «Пюник» во главе с Хореном Оганесяном.
А рядом в тяжелоатлетическом зале «Спартака» в советские годы готовил к победам штангистов отец Хорена – мастер спорта СССР, заслуженный тренер Армении Георгий Хоренович Оганесян. А на беговой дорожке вокруг футбольного поля устанавливала рекорды лучшая легкоатлетка Армении за все времена, неоднократная чемпионка Закавказья и ЦС ДСО «Спартак» Назик Арамовна Аветисян – мать Виталия Застухова – чемпиона Европы 1969 года и бронзового призера чемпионата мира 1970 года в составе сборной СССР. Азы баскетбола Виталий познал в игровом зале «Спартака» у заслуженного тренера Армении Арутюна Ованесовича Давтяна, который в 1963 году женскую команду ереванского «Спартака» привел к чемпионскому титулу победителей ЦС ДСО «Спартак».
Честь ереванского «Спартака» защищал и его брат-близнец Давид, они в молодости неоднократно вместе выступали за сборную ЦС «Спартак». Давид больше прославился как баскетбольный рефери, он судил матчи чемпионатов СССР, Европы, мира и Олимпийских игр, удостоился звания судьи международной категории.
В этом же игровом зале неоднократно проводились и первенства СССР и всесоюзного турнира ЦС «Спартак» по настольному теннису. Здесь в 1971 году женская команда ереванского «Спартака» во главе с Ритой Погосовой (единственная среди армянок чемпионка мира по настольному теннису) завоевала Кубок СССР, а совсем еще недавно проводились теннисные баталии Панармянских игр.
Опять же недавно рядом с комплексом «Спартака» находился уютный велотрек, на котором в советское время ежегодно проводились международные соревнования по велоспорту – «Большой приз Армянского телевидения» и «Большой приз Еревана», на которые прилетали ведущие гонщики планеты, в том числе и чемпионы мира и Олимпийских игр. Велотрек был продан, на его месте появилась гостиница «Хилтон».
Вот уж воистину нет пророка в своем Отечестве.
Фото Григора Григоряна
Александр Григорян
Добавить комментарий