Цицернаванк: один из шедевров армянского церковного строительства
Присваивание армянской культуры азербайджанцами началось еще в советские годы. Средневековые армянские монастыри и церкви, хачкары, надгробия и другие памятники под пером азербайджанских «ученых» превращались в памятники кавказских албанцев или тюркских племен. Азербайджан, даже игнорируя армянские надписи на памятниках, пытается присвоить и представить армянское культурное наследие азербайджанским.
Подобной судьбы удостоился сохранившйся на территории Кашатага Цицернаванк, один из шедевров армянского церковного строительства.
Так, в конце 2020 года алиевский режим организовал в Цицернавнаке «театральное представление» и видеоматериал об этом разместил в сети. Несколько представителей удинов, которые в Азербайджане находятся в статусе заложников, под контролем азербайджанских военнослужащих провели имитацию религиозного обряда. Цель одна: посредством подобного пропагандистского мероприятия провозгласить монастырь албанским, чтобы впоследствии заявить, что монастырь является частью азербайджанского историко-культурного наследия.
Однако действительность заключается в следующем: Цицернаванк находится в уезде Ахаэджк провинции Сюник Великой Армении (в 30 км на северо-запад от районного центра Бердзор, на правом берегу Агавно-Аргунагет, верхнего притока реки Хакари, в селе Цицернаванк); уже в средние века монастырь был известным святым местом со своей знаменитой базиликой Святого Георгия (был построен в IV веке на основании языческого храма), на стенах и в окрестностях которого были армянские лапидарные надписи [1]։
Цицернаванк в истории и в народной памяти известен как Аграви герезман, Аграви тапан (букв: гроб/могила ворона), Цицарнаванк и др. Армянский историк XIII века Степанос Орбелян в своей «Истории Сюника» упоминает Цицернаванк в числе 10 монастырей и пустыней Сюника [2]. Цицернаванк был известным местом паломничества, которое посещали многотысячные паломники провинций Сюник и Арцах особенного во время праздников Святого Вознесения и Воздвижения Креста Господня.
В 1993 г. территория Цицернаванка была освобождена. В 1998-2000 гг․ во дворе монастырского комплекса провели раскопки, территория была очищена, церковь была основательно отреставрирована. Рефекторий (трапезная) был реконструирован, и там открылся музей, где хранились материалы археологических раскопок.
Фотография Нерсеса Матиняна
[1] Седрак Бархударян, Свод армянских лапидарных надписей, том 5, Ереван, 1982, стр. 192-193.
[2] Степанос Орбелян, История Сюника, Ереван, 1986, стр. 197.
Добавить комментарий