Род нахичеванских армян Шапошниковых в истории Адыгеи
Среди самых первых армян на территории Адыгеи считаются черкесогаи, или как их ещё называют горские армяне. Важно отметить, что сами они себя черкесогаями не называли, термин стал употребляться значительно позднее. Черкесогаи выделяются среди других армян, проживающих в регионе. Прежде они говорили на армянском и адыгском языках (сейчас большинство из них общаются на русском как на родном). Черкесогаев можно считать связующим звеном между горцами и Российской империй, так как христианское вероисповедание не помещало им установить тесные связи с черкесами, вплоть до куначеских отношений.
По одной из версий, армяне переселились на Кубань из Крыма, который в XV-XVI столетиях стал мусульманским. Армяне же предпочли жить среди горцев-адыгов, у которых на тот момент ислам ещё не получил широкого распространения. Здесь они занимались сельским хозяйством, ремёслами, коммерцией, практически взяв на себя функции внешней торговли Черкесии. Нередки были межнациональные браки между адыгами и армянами.
Трудолюбивые армяне переняли у адыгских соседей многие обычаи, традиции, став очень похожими на закубанских горцев. Даже их язык превратился в особую смесь из адыгского и армянского.
Однако черкесогаи сохранили приверженность традиционной Апостольской армянской церкви и не утратили армянского самосознания. В результате такого гармоничного слияния и сложилась уникальная совершенно необычная культура армян-черкесогаев. Само их название это — соединение названия черкесов с самоназванием армян «хай». Также их соседи называли «Адыгэ ермэлы» — адыгские армяне.
Один из самых крупных городов Краснодарского края, Армавир, был основан в 1839 году именно черкесогаями — армянами, при активном содействии генерала от кавалерии Григория Христофоровича Засса. Черкесские армяне при содействии имперских властей ушли из владений, воевавших против России и всё более обращавшихся в ислам черкесов.
Поначалу совсем небольшое поселение, будущий Армавир, называлось просто — Армянский Аул (Ермен хабль). Но затем армяне назвали город в честь своей древней столицы, ныне находящейся недалеко от Еревана. Название этого города должно было подчеркнуть связь его с древней культурой Армении. Также черкесогаи проживают в столице Адыгеи — Майкопе.
Интересно, что черкесогаи были сильно ассимилированы в русской среде в XIX-XX веках. Однако новая крупная миграция армян на Кубань вызвала среди многих черкесогаев интерес к родной культуре, корням и языку.
Общая численность черкосогаев составляет около 50 тысяч человек. Точно установить их число непросто — кто-то из представителей этого субэтноса уже забыл о своих корнях, кто-то стал относится к себе как к «просто армянину». Стоит отметить, что большинство нынешних кубанских армян к черкесогаям отношения не имеет — это более поздние переселенцы из Османской империи, Азербайджана, других мест.
Знаменитыми черкесогайскими семьями считаются Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др. Среди черкесогаев были распространены следующие фамилии: Шахназаровы, Захаровы, Беликовы, Алавердовы, Назаровы, Мелик-Бароновы, Аслановы, Сеферовы, Моссесовы, Кутиковы, Тевтеровы, Джантемировы, Акубжановы, Дановы, Испировы, Каспаровы, Дангуловы, Джагуновы, Кераковы, Накжиевы, Алтбармаховы, Муратовы, Гирагосовы и др.
Потомками черкесогаев являлись Анри Труайя (Левон Асланович Торосян) – французский писатель, член Французской академии, Тарасов (Торосян) Николай Лазаревич – меценат, нефтепромышленник-миллионер. Из черкесогаев также Артём Михайлович Тарасов – первый советский миллионер.
После основания крепости Майкоп в 1857 году спустя несколько лет на территории будущего города появляются первые армянские купцы, среди которых выделяется род нахичеванских армян Шапошниковых. Династия Шапошниковых в дальнейшем сыграет очень важную роль в жизни города и Кубанской области.
К моменту основания крепости Майкоп на этом месте существовали поселения адыгов хуторского типа и несколько крупных аулов. В мае 1857 года, в Майкопском ущелье русские войска под командованием генерала Викентия Козловского начали возведение крепости Майкоп, передового укрепления Белореченской кордонной линии. После постройки крепости Майкоп всё адыгское население с правого берега Белой ушло за реку.
Уже с начала1860-х годов военное значение крепости стало падать. 22 марта (3 апреля) 1862 г. в крепости вводится комендантское управление, а должность коменданта до 28 ноября (11 декабря) 1866 г. исполняет отставной полковник Федор Феофанович Дубяга. После этого в крепости вводится упрощённое общественное управление, возглавил которое нахичеванский купец армянского происхождения, старшина майкопского торгового общества Георгий Никитич Шапошников. Сама крепость (укрепление) переименовывается в «штаб-квартиру» 76-го пехотного полка.
Как сказано выше Георгий Никитич Шапошников являлся нахичеванским купцом 1-й гильдии- купечество разделялось на 2 гильдии. Купцам I гильдии разрешалась как оптовая, так и розничная торговля любым товаром без ограничения сумм. Купцам II гильдии разрешалась только розничная торговля и заключение поставок на сумму не свыше 15 000 руб. В купеческое свидетельство могли вписываться все члены семьи.
Изначально фамилия Шапошниковых была Гдакьян или Гадакьян, что переводится с древнеармянского как шапка = Шапошниковы. Позже младший из сыновей Г.Н. Шапошникова Минас Шапошников скрываясь от НКВД носил фамилию Гадакьян. Л.В. Альтшулер в своей книге «Экстремальные состояния Льва Альтшулера» вспоминал: Минас Георгиевич был связан с дашнаками — армянской националистической организацией — и где-то в начале 30-х годов несколько месяцев жил у нас в Москве под вымышленной фамилией Гадакьян.
Авторитет торгового старшины Г.Н. Шапошникова был так велик, что впоследствии он стал первым Майкопским городским старостой.
К концу 60-х гг. Майкоп полностью утрачивает характер военного поселения, быстро разрастаясь. Население форштадта и штаб-квартиры 76-го Кубанского пехотного полка с 1866 по 1870 год выросло в четыре раза. К 1870 году в нём проживали более 10 тыс. человек.
24 декабря 1870 года (5 января 1871 года) кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич Романов в Тифлисе подписал два документа: «Положение о городе Майкопе» и «Положение об упрощённом общественном управлении в г. Майкопе». Новый город по утверждённым положениям относился к 5 классу торговых местностей. Майкопу было отведено 6150 десятин земли, 4 тысячи из которых были под лесом. 4 (16) апреля 1871 года состоялось торжественное открытие города.
Виктор Мазурик в своём исследовании «Неизвестный Майкоп» пишет: «16 апреля 1871 г. настал долгожданный для майкопчан день торжественного открытия города. Выбеленный, выметенный и умытый город проснулся под радостный колокольный звон приходской церкви.«
Обязанности главы города продолжал исполнять купец Георгий Никитич Шапошников. Пока его не сменил в 1875 году Дмитрий Иванович Зиньковецкий.
В период работы главой города 1871-1875 Георгий Никитичем Шапошниковым были заложены истоки будущего торгово-промышленного города. Именно с этим временем связана история Городского парка культуры и отдыха или как его раньше называли Городского сада, который был заложен в 1866 г. Центральная улица города Майкопа, которая начиналась от него получила название Садовая, позже стала Офицерской (ныне Краснооктябрьская). Городской сад пользовался и до сих пор пользуется большой популярностью у майкопчан. В Городском саду уже в 1870-е годы проходили различные мероприятия.
В 1871 году в Майкоп была переведена областная Горская школа. Инициатором перевода школы из Лабинска в Майкоп был начальник дирекции Кубанских народных училищ Василий Дмитриевич Терзиев. Сам он был выходцем из армавирских армянских купцов, братья его были купцами в Майкопе.
Первый герб города Майкопа был разработан в начале 1870-х годов при руководстве Шапошникова (согласно изданию «Гербовик») гербовым отделением, однако не был официально утверждён.
Также с Георгием Никитичем Шапошниковым связана история создания пожарной охраны. Становление пожарной охраны в г. Майкопе начинается с 1871 года, когда в городе была создана первая пожарная команда. Она состояла из брандмейстера, 15 пожарных и прислуги. В их распоряжении имелось 24 лошади и пожарный обоз.
Георгий Никитич являлся владельцем спиртзавода (винокуренный завод) который находился в районе нынешнего посёлка Победа Майкопского района.
В списке населённых мест Кубанской области по сведениям на 1882 год составленным Е.Д. Фелицыным:
№5325-Винокуренный завод Шапошникова на берегу реки Белой, в 6-ти верстах от станицы Тульской, имеется 1 двор и 11 домов, заселён армянами-григорианами и русскими.
Оставив пост главы города Георгий Никитич от дел, не устранился, активно занимался благотворительной деятельностью, жертвовал средства не имущим слоям населения, на получение образование детям, а также на праздничные подарки. 15 лет был почётным судьей Лабинского судебно-мирового округа по городу Майкоп, директором-казначеем Майкопского уездного отделения Кубанского областного попечительского о тюрьмах комитета.
Старший сын первого главы города Никита Георгиевич Шапошников (1868–1946) тоже был примечательным и выделявшимся среди майкопчан человеком. Прекрасный врач земского толка: терапевт, хирург, акушер, детский врач. Как хирург-окулист он специализировался у лучших медиков Европы. Владел несколькими европейскими языками, свободно объяснялся и с горцами. Местные обыватели с издёвкой называли его «копеечным» доктором, потому что он брал плату, кто, сколько мог дать.
Окончил Никита Георгиевич Московский университет и практиковался в клинике Гельмгольца. В начале ХХ в. вернулся в г. Майкоп, был одним из первых врачей Майкопской городской клинической больницы. В 1920 году состоял среди доверенных врачей трудсобеза.
В середине 1930-х вместе с братом Христофором (Хачатуром) был репрессирован. В 1942 год из Майкопа в Казахстан выслали известного в городе врача Никиту Шапошникова, и сестру Рипсиме. Там они и закончили свою жизнь. Вместе с ними уехала и дочь Никиты — Наира.
Средний сын Г.Н. Шапошникова Христофор (Хачатур) Георгиевич Шапошников являлся легендарным человеком в истории не только Адыгеи. Он вошёл в историю как основатель крупнейшего в Европе биосферного заповедника.
Родился в Майкопе 12 (24) марта 1872 года в большой традиционной семье. С детства Хачатур увлекался коллекционированием бабочек, что впоследствии переросло в серьёзное увлечение энтомологией. В 1892 г. окончил реальное училище в Екатеринодаре, в 1901 г. — Рижский политехнический институт (диплом агронома первого разряда), в 1903—1906 гг. был слушателем Берлинского университета. Побывал в зоологических экспедициях по Северной Африке, Средней Азии, Южному Кавказу, Турции.
В 1909 г. Хачатур Георгиевич послал письмо в Российскую Академию наук с обоснованием необходимости заповедать арендуемую у Войска Кубанского территорию, где существовала хорошо охраняемая великокняжеская «Кубанская охота», которую в связи с окончанием срока аренды предполагалось передать казачьим станицам. Необходимость создания заповедника Шапошников аргументировал угрозой исчезновения кавказского зубра.
Уже в начале 1920 года о проекте Кавказского заповедника узнали в Наркомпросе РСФСР. Работник этого наркомата Тер-Оганезов 21 апреля 1920 года телеграфировал Луначарскому:
«…грозит полное уничтожение кавказского зубра… Впредь до приезда из Москвы представителя Наркомпроса для разработки… плана устройства заповедника необходимо немедленно поручить организацию временной охраны зубрового заповедника агроному, бывшему лесничему Христофору Георгиевичу Шапошникову, известному в московских научных кругах в качестве опытного охотника и естествоиспытателя
Христофор состоял в политпросвете будённовской армии лектором, Шапошникову удалось заинтересовать идеей заповедника некоторых членов Реввоенсовета. Благодаря поддержке деятеля охраны природы А. П. Протопопова и уполномоченного Реввоенсовета Штейнгауза, 3 декабря 1920 г. Кубано-Черноморский Ревком утвердил Постановление № 408 о создании Кубанского высокогорного заповедника.
Шапошников с большим старанием выбирал егерей, научных сотрудников, добывал средства, не прекращая работу даже свалившись в сыпняке, которым заразился во время поездки в Краснодар. Управление заповедником в первые годы он разместил в своём доме, во второй по величине комнате. В двух поменьше жила семья, а в самой большой находились коллекции и научная библиотека.
Ещё будучи на посту директора заповедника, и позже, Х. Г. Шапошников часто выступал с лекциями об охране природы, организовывал экскурсии в горы и в свой музей. Часть личных сборов он передал в ЗИH АН СССР, другие его коллекции пополнили Майкопский краеведческий музей.
Директором Кавказского заповедника Христофор Георгиевич проработал 8 лет, затем некоторое время трудился в карантинной инспекции. В начале 1937 г. стал персональным пенсионером.
Арестовали учёного в Майкопе в ночь с 5 на 6 ноября 1937 г., накануне его чествования как старейшины города. Когда чекисты пришли арестовывать Христофора Шапошникова, конфисковали имущество, в том числе и бесценную коллекцию насекомых. Ящики с ними покидали на телеги, многие из них разбились, редчайшие экземпляры падали на дорогу, затаптывались ногами людей и лошадей. Никита Георгиевич бежал сзади и кричал: «Что вы делаете? Ведь это для науки, для народа!» Но никто его не услышал. Христофор Георгиевич умер в тюрьме как враг народа.
Основанием послужили показания обвиняемых, в которых называется фамилия Шапошникова как участника контрреволюционной повстанческой организации. Постановлением Тройки УНКВД по Краснодарскому краю Х. Г. Шапошников был расстрелян 25 января 1938 году в городе Краснодар, похоронен неизвестно где.
Дом у семьи Шапошниковых отобрали (заставив предварительно отремонтировать) и заселили сотрудниками НКВД. Все рукописи, книги и многие коллекции учёного были уничтожены. Пропали и две почти готовые к публикации монографии. Дом Шапошниковых находился возле главного корпуса Адыгейского Государственного Университета и пожарной каланчи, сегодня от дома ничего не сохранилось.
До сегодняшнего дня сохранилась лишь часть его энтомологической коллекции, причём одна её половина хранится в Зоологическом институте Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге, а другая — в Национальном музее Республики Адыгея, в Майкопе. В научном архиве Кавказского заповедника хранятся некоторые книги из библиотеки Х. Г. Шапошникова, его фотонегативы.
Христофор Шапошников был женат на Любови Ивановне Петровой (13.09.1877-16.04.1941). Имел двух детей, сына Георгия Шапошникова, который станет известным в России энтомологом, и дочь Шапошникову Гаянэ Христофоровну — кандидата биологических наук.
Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев (24.12.2007) подписал приказ о присвоении имени Хачатура Шапошникова ФГУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник».
Младший сын городского старосты Минас Георгиевич Шапошников являлся присяжным поверенным, по словам историка Виктора Маркова запомнился Майкопу тем, что в 1912 году, будучи гласным — депутатом городской Думы, выступал против открытия в городе учительского института, мотивируя это тем, что бюджет города «не потянет» в ближайшие годы такое учебное заведение.
В целях партийной пропаганды дашнаки усилили свою структуру благотворительных обществ, которые открылись в Екатеринодаре и Майкопе в январе и мае 1907 года. Вероятно, именно в этот период Минас Шапошников установил с ними тесную связь.
Как показывают воспоминания и архивные данные Минас Георгиевич стал активным участником армянского национального движения, вступил в партию АРФД Дашнакцютюн которая была основана в Тбилиси в 1890 году, и имела сотни штабов по всему миру.
Был женат на Ольге Вячеславовне Товаро, дочери известного предпринимателя, выходца из Богемии (так раньше называлась Чехия в составе Австро-Венгрии) Вячеслава (Вацлава) Товаро, который в 1882 году основал в Майкопе Пиво-медоваренный завод «Славянский», нынешний Майкопский пивоваренный завод. От этого брака родился сын Юрий.
Минас Георгиевич Шапошников был репрессирован и расстрелян в 1937 году по статье: 58, п. 10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений). Реабилитирован 9 октября 1963 года.
Как видим все сыновья Георгия Никитича Шапошникова были репрессированы новой советской властью в середине 30-х годов 20 века. В этот момент началась борьба не только с политическими конкурентами, но и с, так называемыми, кулаками. Фактически начался новый удар советской власти по богатым, и этот удар зацепил не только состоятельных людей, но и середняков и даже бедняков.
Что стало с женой Софией, и дочерью Марией ничего не известно. Как было сказано выше, Рипсимэ вместе со старшим братом Никитой и его дочерью Наирой репрессировали, и выслали в Казахстан. Внуки Георгия Никитича Шапошникова продолжали дело своих отцов и деда, сегодня в настоящее время и правнуки праправнуки продолжают жить и созидать.
Геворг Григорян
Литература:
- Кубанская область Списки населенных мест по сведениям 1882 года Сборник сведений о Кавказе Т. 8- Сост. Е.Д. Фелицыным
- Город Майкоп в прошлом и настоящем. — Майкоп: Культур. Кавказ, 1911. — 18 с., 1 пл.: ил.: 26.
- Неизвестный Майкоп: исторические очерки в двух книгах / В. К. Мазурик Майкопская хроника конца XIX столетия (2006)
- Экстремальные состояния Льва Альтшулера [Текст] / под ред. Б. Л. Альтшулера, В. Е. Фортова. — Москва: Физматлит, 2011. — 615 с
Добавить комментарий